Опытные преподаватели, включая представителя ФАС России, разъяснят правила осуществления закупок в рамках контрактной системы, последние изменения и сложные вопросы, возникающие при применении закона № 44-ФЗ. Курс включает практическую часть по решению и разбору кейсов, возникающих в процессе организации и участия в закупках, в том числе на учебной электронной площадке, с учетом последних изменений законодательства о контрактной системе.
Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлен важнейший принцип контрактной системы – профессионализм ее участников.
Курс повышения квалификации «Управление государственными и муниципальными закупками (Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг) в соответствии с федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.» по содержанию образовательной программы в полном объеме соответствует требованиям методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок, направленных письмом Минэкономразвития № 5593-ЕЕ/Д28и и Минобрнауки № АК-552/06 от 12 марта 2015 г., профессиональному стандарту «Специалист в сфере закупок».
Обучение проходит в очной форме и включает 40 часов аудиторной работы, в том числе два полных дня – практические занятия. Один полный день обучения посвящен правилам и функционалу ЕИС по формированию документов о приемке товаров, работ, услуг в электронной форме. По окончании очного обучения слушателям будет предоставлен доступ к электронной базе нормативных, методических и учебных материалов по 44-ФЗ, образцам и примерам заполнения документов.
После успешного прохождения тестирования выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца, предоставляются бесплатные консультации, осуществляется регулярная рассылка новостей в сфере закупок.
При прохождении дополнительного обучения в заочной форме выдается диплом о профессиональной переподготовке по программе «Специалист в сфере государственных и муниципальных закупок».
Согласно ст. 9 закона № 44-ФЗ заказчик обязан поддерживать и повышать уровень квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок. В письме Минэкономразвития № 5593-ЕЕ/Д28и и Минобрнауки № АК-552/06 от 12 марта 2015 г. рекомендуется осуществлять повышение квалификации не реже, чем каждые три года для всех категорий специалистов.
Курс предназначен для: Работников органов власти, предприятий и организаций, занимающих должности: руководителей, руководителей бюджетных учреждений, руководителей унитарных предприятий, глав администраций, глав муниципальных образований, руководителей организаций культуры и искусства, председателей комиссий, членов комиссий по осуществлению закупок, руководителей контрактной службы, контрактных управляющих, главных врачей, работников контрактной службы, финансистов.
Цели курса:
Получить системные и актуальные знания в области действующего законодательства, регламентирующего закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд — 44-ФЗ и практики его применения, повысить эффективность осуществления закупок и участия в закупках, получить практические навыки проведения процедур закупок, формирования и оформления документов, работы с электронными площадками и единой информационной системой в сфере закупок.
ПРОГРАММА
Часть первая (первый день).
Основы контрактной системы. Законодательство о контрактной системе. Общие правила и алгоритмы осуществления закупок.
Цели контрактной системы; принципы; основные понятия, участники контрактной системы.
Этапы развития контрактной системы в 2014-2022 годах.
Система правового регулирования закупочной деятельности:
Гражданский кодекс РФ; Бюджетный кодекс РФ.
Закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: структура; обзор основных положений.
Система подзаконных актов в контрактной системе: постановления и распоряжения Правительства, приказы Минфина, Федерального Казначейства, ФАС, Минпромторга.
Дополнительное региональное и муниципальное правовое регулирование.
Особенности закупок бюджетных учреждений и унитарных предприятий по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.
Особенности закупок автономных учреждений.
Контрактная служба (контрактный управляющий). Функции, права и обязанности работников контрактной службы. Применение профессиональных стандартов.
Комиссия по осуществлению закупок. Требования, функции и ответственность. Изменения в правилах работы комиссий с 1 января 2022 года.
Общественное обсуждение и общественный контроль в контрактной системе. Требования и практика осуществления.
Централизация закупок в контрактной системе.
Информационное обеспечение контрактной системы.
Единая информационная система: существенные изменения в информационном обеспечении закупок.
Функциональные требования к ЕИС; изменение и развитие функционала ЕИС.
Региональные информационные системы.
Размещение информации в ЕИС. Основные нарушения требований к размещению информации.
Обновленный официальный сайт ЕИС.
Электронный документооборот.
Система способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в контрактной системе.
Понятие закупки и общий порядок ее проведения.
Сравнительная характеристика и условия применения различных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) — в редакции закона № 44-ФЗ с 1 января 2022 года.
Алгоритм проведения электронного конкурса.
Алгоритм проведения электронного аукциона.
Алгоритм проведения электронного запроса котировок.
Признание процедур определения поставщиков несостоявшимися: условия и последствия.
Отмена процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Планирование закупок в контрактной системе.
План-график. Порядок формирования, утверждения, внесения изменений.
Идентификационный код закупки.
Порядок и проблемы формирования лотов.
Планирование «особых закупок».
Порядок расчета совокупного годового объема закупок.
Нормирование в сфере закупок. Установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам (в т.ч. предельной цены), нормативных затрат.
Начальная (максимальная) цена контракта. Цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком. Методы определения (примеры расчетов). Форма обоснования НМЦК. Обязательные требования отраслевых органов власти и рекомендации органов по регулированию контрактной системы.
Выполнение практического задания: выбор эффективного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), расчет начальной (максимальной) цены контракта.
Общие требования к осуществлению закупок в контрактной системе.
Требования к извещению об осуществлении закупки с 1 января 2022 г.
Требования к участникам закупки: основные и дополнительные.
Требования к заявке на участие в закупке.
Рассмотрение и отклонение заявок участников.
Правила описания объекта закупки.
Антидемпинговые меры в контрактной системе.
Обеспечение заявок при проведении электронных конкурсов, аукционов, запросов котировок. Обеспечение исполнения контрактов. Обеспечение гарантийных обязательств. Понятие, способы предоставления, общие правила возврата обеспечительных платежей. Требования к независимым гарантиям. Порядок обращения взыскания на обеспечение исполнения контракта.
Предоставление преимуществ при осуществлении закупок.
Закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций; отчет об объеме закупок у СМП и СОНО.
Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Порядок осуществления закупок у единственного поставщика.
Правила закупок на сумму до 600 тыс. руб.
Уведомление контрольного органа.
Алгоритм осуществления закупки у единственного поставщика: (пп.1, 8, 29 (договоры с монополистами, по регулируемым ценам), п.4, п.5 ч.1 ст. 93 (закупки на сумму до 600 тыс. руб.), п.9 ч.1 ст. 93 («аварийные», «чрезвычайные» закупки), п.25 ч.1 ст. 93 (признание электронных процедур несостоявшимся) и др.).
Государственный и муниципальный контракт. Контракт бюджетного учреждения и унитарного предприятия.
Требования к структуре и содержанию контракта. Приложения.
Порядок приемки товаров, работ, услуг. Экспертиза результатов исполнения контракта.
Ответственность сторон по контракту: пени и штрафы, предъявление требования, правила расчета.
Правила и порядок изменения контракта. Дополнительные соглашения.
Правила и порядок расторжения контракта.
Право и обязанность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Алгоритм одностороннего отказа от исполнения контракта.
Уклонение поставщика от подписания контракта. Отказ от заключения контракта заказчиком.
Реестр контрактов. Требования и порядок размещения информации. Контракты, которые не подлежат включению в реестр.
Часто вторая (второй и третий день).
Реформа системы государственных и муниципальных закупок: обзор последних и планируемых изменений законодательства о контрактной системе.
Изменения общих правил осуществления закупок по 44-ФЗ:
Обзор последних и планируемых изменений законодательства о контрактной системе.
Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ — ускорение, унификация и дальнейшая электронизация процедур закупок.
Изменения порядка планирования, нормирования закупок, обоснования цен, контроля закупок в 2021-22 годах.
Изменения требований к участникам закупки с 1 января 2022 г., универсальная предквалификация при НМЦК от 20 млн руб.
Изменения в работе операторов электронных площадок.
Реестр аккредитованных участников закупок на электронных площадках; единый реестр и личный кабинет участника закупки в ЕИС.
Изменения правил описания объекта закупки. Правила и практика использования каталога товаров, работ, услуг. Требования энергетической эффективности. Основные ошибки, допускаемые при подготовке технических заданий. Конкретные примеры нарушений заказчиков.
Изменения порядка применения антидемпинговых мер с 1 января 2022 г.
Обеспечение заявок при проведении электронных конкурсов, аукционов, запросов котировок. Обеспечение исполнения контрактов. Обеспечение гарантийных обязательств. Изменения в регулировании обеспечительных мер. Независимые гарантии в контрактной системе.
Структура и содержание извещения об осуществлении закупки с 1 января 2022 г.
Новые унифицированные требования к заявке на участие в закупке с 1 января 2022 г.
Возврат заявки оператором электронной площадки, новые основания, последствия.
Рассмотрение и отклонение заявок участников: разбор кейсов, типичные ошибки.
Изменения правил применения запретов, ограничений на закупки иностранных товаров, условий допуска (постановления № 616, № 617, № 878, 102 и др., приказ Минфина № 126н).
Обеспечение минимальной обязательной доли закупок российских товаров (товаров из ЕАЭС), требования к описанию объекта закупки, обоснованию НМЦК и отчетности.
Изменения в правилах приемки товаров, работ, услуг с учетом правил и практики формирования документов о приемке в электронной форме в ЕИС в 2021 и в 2022 гг.
Развитие функционала единой информационной системы в сфере закупок; формирование и подписание документов о приемке, контроль информации в реестре контрактов, риск-мониторинг закупок в ЕИС; ГИС «Независимый регистратор», электронное обжалование и др.
Изменения правил получения и использования электронных подписей с 1 января 2022 года.
Меры поддержки поставщиков (подрядчиков, исполнителей), льготные правила участия в закупках для СМП и СОНО.
Обзор нормативно-правовой базы осуществления закупок по 44-ФЗ: новые документы (постановления, распоряжения Правительства, приказы органов власти), последние изменения.
Изменения в сфере планирования закупок:
план-график на 2021 (2022-23) годы; детализация по КБК и КВР, кодам объектов недвижимости; порядок формирования ИКЗ;
учет измененных нормативных требований к товарам;
примеры заполнения планов-графиков, рекомендации; основные ошибки заказчиков;
общие и специальные правила обоснования НМЦК (лекарственные препараты, строительные работы и др.), начальной цены единицы ТРУ; примеры расчетов; анализ ошибок и нарушений.
Правила и практика проведения электронных конкурсов.
Изменения в процедуре электронного конкурса с 1 января 2022 г.
Особенности рассмотрения и оценки первых, вторых, третьих частей заявок участников конкурса.
Сложные вопросы, возникающие при проведении электронных конкурсов: оценка заявок по нестоимостным критериям; требования к участникам закупки и составу первой и второй частей заявки; недостоверная информация в заявке участника и др.
Особенности электронных конкурсов при закупке строительных работ, услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению, охранных услуг.
Изменения в правилах и практика проведения электронных аукционов.
Формирование, требования к содержанию документов и порядок действий заказчика и участника закупки при проведении электронного аукциона.
Изменения процедуры электронного аукциона с 1 января 2022 г.
Изменения требований к заявке на участие в электронном аукционе, порядка рассмотрения заявок.
Тренинг: сложные вопросы рассмотрения заявок.
Особенности проведения и участия в электронных аукционах при закупке строительных работ с размещением в ЕИС проектной документации, сметы на капитальный ремонт.
Особенности аукционов со снижением суммы цен единиц ТРУ.
Практика обжалования и контроля проведения электронных аукционов. Борьба с картелями. Избыточные требования к заявкам на участие в электронном аукционе; требования к инструкции по заполнению заявки. Основные ошибки заказчиков и участников.
Изменения правил проведения электронных запросов котировок.
Правила и порядок проведения нового ускоренного запроса котировок в электронной форме; требования к извещению, заявке на участие, рассмотрению заявок; формированию протокола (с 1 апреля 2021 г., с 1 января 2022 г.).
Изменения процедуры электронного запроса котировок с 1 января 2022 г.
Сложные вопросы и практика проведения электронных запросов котировок и участия в них; практические рекомендации заказчикам и участникам.
Изменения правил проведения закрытых закупок.
Особенности осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства; изменения с 1 января 2022 г.
Новые основания для проведения закрытых закупок.
Изменения порядка согласования, проведения закрытых электронных закупок.
Правила проведения закрытых электронных и неэлектронных конкурсов и аукционов с 1 января 2022 г.
Правила работы на специализированной электронной площадке.
Изменения правил закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Изменения случаев и порядка оформления закупок у единственного поставщика.
Изменения правил закупок по результатам несостоявшихся конкурентных процедур; согласование контракта с контрольным органом в сфере закупок.
Контроль проекта контракта при закупках у единственного поставщика в соответствии с частями 5 и 5.1 статьи 99 закона № 44-ФЗ.
Новые требования к контрактам с единственным поставщиком с 1 января 2022 г. Возможность заключения отдельных контрактов в электронной форме через ЕИС с 1 апреля 2023 г.
Закупки товаров по КТРУ у единственного поставщика на сумму до 3 млн руб. на электронных площадках с 1 апреля 2021 г.: разъяснения Минфина, практика проведения и участия.
Закупки с использованием агрегаторов торговли, электронных магазинов, портала поставщиков: правила и практика.
Практика контроля закупок у единственного поставщика; ответственность за дробление, неправильный выбор способа закупки; типичные ошибки заказчиков.
Изменения в сфере обязательных условий, исполнения и расторжения контрактов.
Новые требования к содержанию контракта; основные ошибки заказчиков при подготовке проекта контракта; особенности для «федеральных» и «региональных» заказчиков. Этапы исполнения контракта.
Сокращение сроков оплаты по контрактам в 2021, 2022 и 2023 годах.
Уклонение поставщика от подписания контракта. Отстранение участника. Отказ от заключения контракта заказчиком. Последствия. Заключение контракта с участником, занявшим 2-е, 3-е и последующие места.
Изменения правил заключения, изменения, расторжения контрактов в соответствии с законом № 360-ФЗ от 02.07.2021.
Правила авансирования закупок.
Обеспечение исполнения контракта, обеспечение гарантийных обязательств: практика применения обеспечительных мер.
Типовые условия, типовые контракты, их отмена в соответствии с законом № 360-ФЗ от 02.07.2021 г. Новые типовые условия с 2022 года.
Приемка, экспертиза результатов исполнения контракта.
Формирование и подписание документов о приемке в электронном виде в ЕИС: требования к содержанию документа о приемке, пошаговый алгоритм, рекомендации.
Прокурорский надзор в сфере исполнения контрактов.
Изменения в правилах казначейского и банковского сопровождения контрактов.
Новые требования и контроль информации в реестре контрактов.
Порядок установления, расчета, уплаты (зачета) неустойки. Электронные уведомления о применении мер ответственности в ЕИС.
Тренинг «Расчет пени и штрафа в разных ситуациях нарушения поставщиком своих обязательств».
Финансовый и ведомственный контроль в сфере исполнения и расторжения контрактов.
Контроль и надзор в сфере государственных и муниципальных закупок. Практика ФАС. Обжалование действий заказчика, комиссии, оператора электронной площадки, контрактного управляющего.
Изменения в правилах осуществления контроля закупок по закону № 44-ФЗ, изменения полномочий органов контроля. Показатели контрольно-надзорной деятельности.
Антимонопольные требования к торгам, запросам котировок, запросам предложений.
Способы защиты от недобросовестных поставщиков, заказчиков.
Практика контроля центрального аппарата и территориальных органов ФАС России. Роль и полномочия ФАС по ФЗ-44.
Обжалование действий Заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок, контрактного управляющего, должностных лиц контрактной службы, уполномоченного органа, оператора электронной площадки. Изменения правил обжалования в 2021-22 годах.
Анализ типичных нарушений заказчиков, комиссий. Практические примеры.
Основания и порядок включения информации в реестр недобросовестных поставщиков. Изменения правил включения информации в РНП с 1 июля 2021 года. Новые правила ведения реестра по постановлению № 1078 от 30.06.2021. Порядок проведения внеплановой проверки. Основания для отказа во включении информации в РНП.
Контроль за соблюдением сроков и содержания информации, размещенной заказчиком в ЕИС.
Практика осуществления финансового и ведомственного контроля. Типичные ошибки и нарушения заказчиков при обосновании цены, планировании закупок, приемке ТРУ и оплате.
Ответственность должностных лиц по КоАП за нарушение требований 44-ФЗ: практика применения.
Ответы на вопросы слушателей. Обмен опытом.
Часть третья (четвертый день).
Требования к исполнению контрактов и формированию документов о приемке в электронной форме в ЕИС.
Правила исполнения контрактов в соответствии с требованиями статьи 94 закона № 44-ФЗ.
Изменения в правилах исполнения контрактов и формирования документов о приемке в соответствии с законом № 360-ФЗ.
Понятие и составные элементы приемки товара, работы, услуги по 44-ФЗ. «Бумажный» и «электронный» документооборот при оформлении приемки.
Термины и определения, используемые при формировании документа о приемке в электронной форме в ЕИС. Принятые сокращения.
Внутренняя и внешняя экспертиза поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, результатов, предусмотренных контрактом.
Обязанности поставщика, подрядчика, исполнителя при исполнении контракта по 44-ФЗ. Работа в личном кабинете поставщика в ЕИС. Титул поставщика.
Обязанности заказчика (контрактного управляющего, контрактной службы, лиц, ответственных за приемку, формирование и (или) подписание документов о приемке). Полномочия на приемку, формирование и (или) подписание документов о приемке, настройка прав доступа пользователей. Работа с документами о приемке в личном кабинете заказчика в ЕИС. Титул заказчика.
Приемочная комиссия: рекомендуемые случаи создания; положение о приемочной комиссии; порядок работы; оформление результатов работы приемочной комиссии; формирование результатов приемки в ЕИС.
Приемка товаров, работ, услуг ответственным сотрудником заказчика: особенности оформления и документооборота.
Алгоритм работы заказчика и поставщика при формировании документа о приемке в ЕИС (от плана-графика до отражения документа об оплате в реестре контрактов).
Особенности формирования документов о приемке в ЕИС при полной приемке, частичной приемке, отказе от приемки: последствия и дальнейшие действия для заказчика и поставщика.
Статусы документов о приемке в личном кабинете заказчика и поставщика в ЕИС, возможные действия.
Отражение дат в документах о приемке. Соотношение фактической приемки товара, результатов работы, услуги и оформления приемки в ЕИС.
Практические примеры формирования документов о приемке поставщиком: выбор вида документа; формирование и подписание документа о приемке; формирование и подписание корректировочного документа; формирование исправлений документа о приемке/корректировочного документа; действия при получении мотивированного отказа заказчика от приемки.
Практические примеры работы с документами о приемке заказчика: рассмотрение документов о приемке, корректировочных документов; формирование уведомления об уточнении документа о приемке; внесение изменений в документ о приемке/корректировочный документ; оформление частичной приемки, мотивированного отказа от приемки.
Начисление неустоек (штрафов, пени) за нарушение обязательств по контрактам поставщиком, заказчиком. Электронные уведомления в случае применения мер ответственности.
Алгоритм действий заказчика в случае выявления факта нарушения поставщиком обязательств по контракту. Документооборот при выявлении нарушений, претензионная работа. Отражение информации о начисленной неустойке при формировании документа о приемке в ЕИС.
Особенности исполнения контрактов на поставку товаров.
Особенности исполнения контрактов на выполнение работ, оказание услуг (без поставки товаров).
Особенности исполнения контрактов на выполнение работ, оказание услуг (с поставкой товаров).
Особенности исполнения контрактов и формирования документов о приемке в ЕИС на поставку лекарственных препаратов.
Особенности исполнения контрактов и формирования документов о приемке в ЕИС на выполнение строительных работ.
Особенности исполнения контрактов жизненного цикла.
Особенности исполнения контрактов и формирования документов о приемке в ЕИС на поставку ГСМ.
Особенности исполнения контрактов с неопределенным объемом (с указанием цены за единицу товара, работы, услуги и максимального значения цены контракта), формирование документов о приемке в ЕИС.
Особенности оформления приемки по контрактам с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
Выписка по событиям подписания документов о приёмке в форме электронного документа из ГИС «Независимый регистратор».
Часть четвертая (пятый день).
Практические занятия по формированию документов, разрешению практических ситуаций (кейсов), возникающих при осуществлении закупок по 44-ФЗ. «Круглый стол» (обмен опытом решения сложных вопросов и оптимизации работы заказчиков и поставщиков в контрактной системе).
Выполнение практического задания «Формирование извещения о проведении электронного аукциона с 1 января 2022 г.».
Разбор кейсов применения нормативных актов об особенностях национального режима (правил импортозамещения) при формировании извещения о закупке.
Тренинг «Соблюдение сроков осуществления действий при проведении электронных конкурсов, аукционов».
Тренинг «Поиск и исправление ошибок в информации и документах о закупке, размещаемых в ЕИС».
Выполнение практического задания «Рассмотрение заявок, формирование протокола подведения итогов аукциона в случае применения принципа „третий лишний“ и (или) условий допуска иностранных товаров».
Выполнение практического задания «Расчет рейтинга участников конкурса».
Выполнение практического задания «Сравнение процедур и правил определения поставщиков (с учетом изменений с 1 января 2022 г.)».
Тренинг «Плановая проверка заказчика контрольным органом в сфере закупок. Ответы на вопросы и обоснованные возражения контрольному органу». Разбор кейсов успешного обжалования действий контрольных органов.
Аттестация слушателей (тестирование, ответы на практические вопросы).
Ответы на вопросы слушателей.
Разбор основных ошибок и нарушений, допускаемых заказчиками и участниками при проведении и участии в закупках. «Круглый стол» (обмен опытом).
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ
Стоимость участия по программе профессиональной переподготовки - 41 900 рублей.
При единовременном участии двух и более сотрудников в одном мероприятии предоставляется скидка – 7 %.
В стоимость обучения входит: Методический материал, обеды, кофе-паузы.
Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию по программе обучения, получают Удостоверение о повышении квалификации в объеме 40 часов или Диплом о профессиональной переподготовке в объеме 275 часов, (Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 03 мая 2017 года №038386, выдана Департаментом образования города Москвы).
Иногородним клиентам оказывается помощь в бронировании гостиницы на период прохождения обучения.