Внутренний аудит — это способ независимой оценки эффективности деятельности организации и органов ее управления. Первоначально фокусируясь на анализе бухгалтерской отчетности и внутреннем финансовом контроле, сейчас внутренний аудит затрагивает широкий спектр различных аспектов деятельности организации, помогая менеджменту выявлять и оценивать риски и вырабатывать мероприятия, направленные на снижение риска и повышение эффективности систем и процессов. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.
Целевая аудитория: финансовые директора, руководители компаний, главные бухгалтеры и бухгалтеры, руководители и специалисты службы внутреннего аудита, риск-менеджеры.
Цели программы:
· Понимать закономерности развития организационных систем и предотвращать развитие системных кризисов организации.
· Освоить методы оценки рисков. Минимизировать риски.
· Принимать обоснованные управленческие решения и выбирать оптимальные управленческие инструменты.
· Повысить доходность и эффективность бизнеса
· Сформировать навыки системного анализа и проектирования организации.
Вы узнаете:
· Как провести внутренний аудит организации;
· Какие управленческие технологии и инструменты будут оптимальны именно для Вашей организации.
Актуальность и практика применения:
· Анализ финансово-хозяйственной деятельности;
· Бизнес-планирование;
· Оценка бизнеса;
· Оптимизация антикризисных мероприятий.
Программа:
ПРОГРАММА
1. Понятие внутреннего аудита и контроля
Цели и задачи внутреннего аудита Сравнительный анализ функций внутреннего аудита, внешнего аудита и ревизионной комиссии Риск-менеджмент и внутренний аудит: в чем сходство понятий 2. Требования к внутреннему контролю и аудиту Кто должен осуществлять внутренний контроль бухгалтерской документации и кто должен осуществлять общий внутренний контроль Организация службы внутреннего контроля: внутри компании, аутсорсинг, со-сорсинг. Взаимодействие внутренних аудиторов с руководством, исполнительными органами и внешними аудиторами организации Взаимодействие служб внутреннего аудита и со службой бухгалтерского учета и иными службами организации 3. Составляющие внутреннего контроля Организация и осуществление внутреннего контроля предприятия в соответствии с рекомендациями Минфина Документы о внутреннем аудите, который должен быть в организации в соответствии с требованиями Минфина Описание бизнес процессов Матрица рисков и процедур внутреннего контроля и как ее составить Количественное и качественное измерение рисков Составление оценочной таблицы Выборка при осуществлении оценки эффективности внутреннего контроля Способы оценки эффективности внутреннего контроля в соответствии с позицией Минфина 4. Внутренний аудит отдельных процессов и направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Организация деятельности по управлению рисками недобросовестных действий: риски искажения финансовой отчетности и риски утраты имущества
Причины недобросовестных действий Способы предупреждения рисков недобросовестных действий Внутренний контроль бюджета и системы мотивации
Внутренний контроль реализации продукции, денежных поступлений, снабжения, дебиторской и кредиторской задолженности, движения товарно-материальных ценностей, расчетов с персоналом, основных средств, производства продукции, инвестиций
Внутренний контроль документооборота. Анализ уставных и учредительных документов компании: на что обратить внимание.
Оценка кадровой и смежной с ней документации
Изучение трудовых и гражданско-правовых договоров Налоговые и трудовые риски переквалификации с учетом новелл законодательства Анализ кадровой документации и локально нормативных актов на наличие рисков Договоры и сопровождающая их документация
Налоговые и гражданско-правовые риски договоров Оценка гражданско-правовых рисков Оценка договоров на наличие налоговых рисков (недействительность; необоснованная налоговая выгода и пр.) Риски безвозмездных сделок Риски, связанные с конкретными налогами (НДС, налог на прибыль и т.д.). Риски, связанные с первичными документами Оценка рисков применяемых способов налогового планирования
5. Разработка конкретных рекомендаций по устранению рисков. Анализ и управление рисками организации Классификация рисков: по масштабам, формам и обстоятельствам их проявления, по природе формирующих их факторов Риски реального бизнеса: стратегические, риски операционной деятельности, финансовые, риски чрезвычайных ситуаций Стратегические риски: риски выбора стратегии и риски реализуемости стратегии Операционные риски: риски инфраструктуры, ИТ, персонала Рискообразующие факторы Методы выявления рискообразующих факторов и рисков Системы регистрации рисков Практика: Идентификация и регистрация риска
6. Оценка и анализ рисков Качественная и количественная оценка риска Статистика и методы экспертных оценок - как получить необходимую информацию для оценки рисков Концепция VaR - Value at Risk (рисковая стоимость) Сценарный анализ и технология Stress Testing - как увидеть наиболее тяжелые риски Измерители рисков. Разработка индикаторов рисков и их лимитов Допустимый, критический и катастрофический риски Текущий и периодический мониторинг Карта (профиль) рисков как инструмент анализа и контроля рисков: назначение, структура, технология разработки Практика: Проведение количественной оценки и ранжирование рисков (вычисление уровня риска). Стресс-тестирование. Вычисление Cash-Flow-ar-Risk для оценки риска долгового обязательства
Разработка карты (профиля) рисков. Как увидеть все риски вашего бизнеса
7. Управление рисками Методы управления рисками: юридические, административные, экономические, социальные, производственные Диверсификация рисков: наивная, отраслевая, диверсификация по Марковицу Лимитирование риска, позиционные и структурные лимиты Хеджирование риска, способы и инструменты Анализ и устранение уязвимостей Практика: Кейсы Примеры интуитивного управления рисками в бизнесе. Анализ уязвимостей. Ключевые показатели эффективности управления рисками
8. Построение системы управления рисками Основные шаги построения системы управления рисками Классификатор рисков компании Организационная структура управления рисками и распределение рисков по уровням управления компанией Функционирование системы управления рисками: выявление, оценка, управление, мониторинг Практика: Создание простой системы управления рисками. Определение и обоснование стратегии управления рисками
Ответы на вопросы. Практические рекомендации.
! Предварительная подготовка: Желательно заранее прислать наиболее острые и волнующие вопросы из тех, что будут освещаться на семинаре. Это сэкономит время и сделает семинар более практичным.
! Возможно проведение мероприятия в корпоративном, индивидуальном формате, в форме вебинара.
Методы и формы работы
Занятия проводятся в режиме интенсивного взаимодействия ведущего и участников. Используются кейсы, живые случаи и примеры из практической работы участников.
В процессе работы предусмотрены ответы на вопросы слушателей, обсуждение практических ситуаций.