узнать причины и формы конфликтов, понять, какие слова и действия могут спровоцировать конфликт;
научиться определять правильную стратегию поведения в конкретном конфликте;
научиться управлять своим состоянием в конфликтной ситуации;
освоить техники управления эмоциональным состоянием оппонента;
научиться работать с агрессией;
освоить техники разрешения и преодоления конфликтов.
Методы проведения
Мини-лекции, тестирование, деловые игры, работа в группах и парах, анализ ситуаций участников тренинга, рекомендации.
Введение
Практика:
Определение уровня конфликтности участников.
Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации (тест).
Причины конфликтов:
Объективно конфликтная ситуация: конфликт интересов, разногласия, столкновение важных взглядов/ позиций, несогласованность обязанностей.
Участие конфликтных личностей.
Конфликтные отношения участников.
Конфликтное поведение одной из сторон.
Негативные эмоции.
Недопонимания и недоразумения между людьми.
Практика:
Разбор причин возникновения конфликтов. Ролевые игры, анализ.
Формы конфликтов:
Противостояние.
Противоборство.
Разногласие.
Противодействие.
Разъединение.
Практика:
Разбор различных форм конфликтов. Ролевые игры, анализ.
Преимущества и недостатки различных стратегий поведения в конфликте:
Избегание.
Конкуренция.
Уступчивость.
Компромисс.
Сотрудничество.
Практика:
Как определить сигналы конфликта. Вербальные и невербальные сигналы.
Практика:
Отработка навыков правильного выбора оптимальной стратегии поведения в конкретном конфликте.
Работа в конфликтных ситуациях:
Модели поведения, типичные для неуверенных, уверенных и агрессивных людей.
Особенности построения диалога с агрессивно настроенным собеседником.
Ответы на оскорбительные фразы и "нападки". Что ответить, когда ответить нечего.
Эффективные способы снятия аффекта и негативных эмоций оппонента.
Практика:
Отработка техник управления состоянием оппонента. Техники активного слушания, подстройки к чувствам, "получение отсрочки", техники работы с агрессивными высказываниями и др.
Методы защиты от агрессии, негатива, провокаций. Как быстро "прийти в норму" и успокоиться.
Практика:
Отработка навыков уверенного поведения в конфликтной ситуации.
Практические упражнения на управление своим состоянием:
техники "дыхание";
"изменение субмодальностей";
"я-высказывание".
Алгоритм ответа на критику, работа с возражениями. Как признать свою ошибку, если она была, и предложить альтернативный выход из ситуации.
Практика:
Техники перевода разговора к возможным вариантам решения: "выбор без выбора", "взятие дополнительных обязательств" и др.
Особенности работы с тяжёлыми оппонентами: ("жёсткими", "невменяемыми", "упёртыми", "не воспитанными", "излишне требовательными", "вечно недовольными", "занудными").
Практика:
Разбор конфликтных и проблемных ситуаций участников тренинга.
Преимущества и недостатки каждой стратегии.
Как уменьшить разрушительную силу конфликта и научиться выносить из него пользу:
Как защититься от "эмоционального выгорания" в работе с людьми. "Интоксикация людьми".
Приёмы саморегуляции и управления эмоциями в конфликтных ситуациях.
Практика:
Освоение участниками тренинга методов саморегуляции физиологических и эмоциональных состояний.