Рейтинг составлялся на основе анкетирования — всего сотрудники РБК разослали около сотни анкет в крупнейшие российские компании, отозвались на запрос чуть меньше половины. Многие проигнорировали запрос, ряд компаний отказался предоставить необходимую информацию, в том числе и известных своими масштабными программами корпоративного обучения.
Положение компании в рейтинге определялось долей затрат на обучение сотрудников в фонде оплаты труда, ростом образовательных расходов в последние годы, ростом доли сотрудников, вовлеченных в образовательные программы. Значение имел и размер штата — при прочих равных, более многочисленные компании занимали более высокое место в рейтинге. Наконец, мы учитывали прозрачность в области раскрытия бюджетов и программ, что повлияло на итоговую позицию в рейтинге. Например, «Росатом» получил меньший балл (подробнее о корпоративном обучении в госкорпорации), предоставив не всю необходимую информацию (в анкете не было вопросов, так или иначе затрагивающих вопросы гостайны).
Методика рейтинга
Основой подсчетов стали данные компаний и расчеты РБК. Некоторые цифры предоставлены компаниями на условиях неразглашения, но учтены при составлении рейтинга.
Итоговый балл (Б) считался по формуле: Б = N0,25 × S × б × E × T × К,
где N — логарифм численности сотрудников на 2014 год (в тысячах), S — затраты на обучение сотрудников и потенциальных сотрудников по отношению к фонду оплаты труда, б — кратное сокращение (прирост) затрат за год (2012-2014), Е — кратный прирост (сокращение) числа людей, прошедших корпоративные программы обучения (2012-2014), Т — коэффициент прозрачности, выставленный редакцией в соответствии с полнотой предоставленных данных; 0,9 (существенные пропуски), 1,0 (несущественные пропуски) или 1,1 (полная информация),
К — постоянная.
Итоговый балл может интерпретироваться как простая шкала для сравнений — если баллы двух компаний различаются в несколько раз, это не значит (и не может значить), что одна из них заинтересована в обучении сотрудников в несколько раз больше другой.
Все попавшие в рейтинг компании — чемпионы рынка и могут гордиться попаданием в рейтинг вне зависимости от занятого места.
ТОП-15 лидеров корпоративного образования России
№ |
Компания |
Отрасль |
Форма собственности |
Расходы на образование |
Фонд оплаты труда (ФОТ) |
Итого |
1 |
Сбербанк |
Банковское дело |
Госуд. |
2 137 |
188 775 |
3,932 |
2 |
Евросеть |
Розничная торговля |
Част. |
250 |
Н/Р* |
3,381 |
3 |
Газпром нефть |
Нефтедобыча |
Госуд. |
581 |
Н/Р* |
2,778 |
4 |
Сибур |
Нефтехимия |
Част. |
308 |
Н/Р* |
1,656 |
5 |
Росатом |
Энергетика |
Госуд. |
1 500 |
214 286 |
1,537 |
6 |
Альфа-банк |
Банковское дело |
Част. |
116 |
21 659 |
1,525 |
7 |
Русгидро |
Электроэнергетика |
Госуд. |
82 |
8 921 |
1,375 |
8 |
ВымпелКом |
Телекоммуникации |
Част. |
118 |
20 600 |
0,97 |
9 |
НЛМК |
Металлургия |
Част. |
171 |
27 276 |
0,888 |
10 |
Ростелеком |
Телекоммуникации |
Госуд. |
347** |
62 301 |
0,747 |
11 |
Северсталь |
Металлургия |
Част. |
187** |
Н/Р* |
0,706 |
12 |
МТС |
Телекоммуникации |
Част. |
143 |
54 821 |
0,511 |
13 |
МГТС |
Телекоммуникации |
Госуд. |
37 |
6 986 |
0,429 |
14 |
Мечел |
Металлургия |
Част. |
86 |
Н/Р* |
0,393 |
15 |
Рольф |
Розничная торговля |
Част. |
24 |
Н/Р* |
0,385 |
* — компания предоставила РБК необходимые для расчетов данные, но публично эту информацию не раскрывает
** — оценки РБК
Источники: данные компаний, публичная отчетность, оценки РБК
Примечание: все финансовые данные в таблице — за 2014 год в млн руб.
По теме:
:: Рейтинг российских бизнес-школ 2014 По версии журнала «Секрет фирмы». Сентябрь 2014
:: Рейтинг бизнес-школ Екатеринбурга 2014 По версии журнала «Деловой Квартал». Ноябрь 2014