По версии издания «Элитный персонал». Ноябрь 2014
Рейтинг бизнес-школ издательского дома «РДВ-Медиа» — первый в России рейтинг, основанный на объективной оценке эффективности бизнес-образования. Для этого применяются уникальные для России исследовательские методики — «индекс зарплат» и «индекс качества жизни» (по-другому, «индекс счастья»). Рейтинг показывает, насколько оправданы финансовые и временные инвестиции в бизнес-образование со стороны выпускников программ MBA и их работодателей. Измеряется эффективность бизнес-образования с двух точек зрения: прямой финансовый результат (изменение в уровне дохода), и изменение качества жизни.
Дополнительной метрикой, которая используется в рейтинге, является «Комфортность образования для бизнеса». В рамках этой метрики, на основе опроса ведущих экспертов рынка (hr-директоров и руководителей отделов по развитию персонала), определяется, насколько программа бизнес-школы соответствует потребностям корпораций, и насколько полученные ее выпускниками знания востребованы работодателями. По результатам исследования формируется отдельный индекс «Самых комфортных для бизнеса школ управления», который может быть интересен компаниям, да и самим бизнес-школам, заинтересованным в сотрудничестве с бизнесом в рамках корпоративных программа обучения.
В 2014 году в рейтинге приняли участие следующие бизнес-школы России:
- City Business School,
- First Business School,
- Moscow Business School,
- Бизнес-школа МГТУ им. Н.Э. Баумана,
- Бизнес-школа Московской финансово-юридической академии,
- Высшая коммерческая школа ВАВТ,
- Высшая школа бизнес-информатики НИУ-ВШЭ,
- Высшая школа бизнеса ГУУ,
- Высшая школа бизнеса МГУ,
- Высшая школа бизнеса Национального Исследовательского Томского государственного университета,
- Высшая школа маркетинга Института маркетинга ГУУ,
- Высшая школа менеджмента НИУ-ВШЭ,
- Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург),
- Институт делового администрирования и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ,
- Институт международного бизнеса «Классическая бизнес-школа»,
- Институт мировой экономики и бизнеса (ИМЭБ),
- Российского университета дружбы народов (РУДН),
- МВА-центр международного факультета ЮУрГУ,
- Международная школа бизнеса IBS-Plekhanov,
- Международная школа бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ,
- Международный центр логистики НИУ ВШЭ,
- Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС (институт),
- НОУ МАБ Международная академия бизнеса,
- Российско-немецкая высшая школа управления РАНХиГС при Президенте РФ,
- Русская Школа Управления,
- Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП),
- Урало-Сибирский институт бизнеса (USIB),
- Школа IT-менеджмента экономического факультета РАНХиГС при Президенте РФ,
- Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО,
- Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
На вопрос о том, какими критериями пользуются абитуриенты при выборе бизнес-школ 15,5% выпускников сообщили, что для них важнее всего содержание программы MBA, 12% — стоимость обучения, 11,3% — государственный диплом, 11,3% — сильный преподавательский состав, 9,1% — удобство формы организации занятий, 6,6% — рекомендации, 6,3% — удобный график занятий, 6,2% — расположение школы.
Таким образом, исследование издания «Элитный персонал» показало, что одного определяющего критерия выбора конкретной программы МВА для российских абитуриентов не существует. «Именно на Западе были придуманы программы МВА и там же они имеют максимум смысла, — признается в анкете один из участников исследования. — В России я расцениваю подобные программы просто как возможность получить недостающие бизнес-знания, не имея профильного образования».
Еще один показательный результат исследования — рост спроса на предпринимательство. Согласно данным опроса, 17,1% выпускников российских программ MBA открыли собственный бизнес.
Лидерами рейтинга в 2014 году стали:
- в номинации «Образовательное разнообразие» — Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО
- в номинации «Тщательный отбор» — бизнес-школа Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
- в номинации «Высокая онлайн-активность» — Moscow Business School
- в номинации «Открытый мир» — Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС
- в номинации «Индивидуальный подход к студенту» — Высшая школа бизнеса Государственного университета управления
- в номинации «Развитие предпринимательства в регионах» — Урало-Сибирский Институт Бизнеса (USIB)