Исследование «Тенденции рынка обучения»

Задача исследования, проведенного тренинговой компаний «Recont» — получение информации по изменениям в программах, сроках, особенностях обучения в настоящий период (ноябрь – декабрь 2008 г.). Мы исследовали только предложения программ, которые связаны с работой в кризисной ситуации!

Данные получены путем анализа программ (тренингов и семинаров), представленных на восьми крупнейших российских сайтах, посвященных обучению и развитию персонала. Сводные данные получены исходя из анализа 123 представленных программ. Использована также собственная информация.

Отмечены следующие тенденции:

  1. Повысилось количество программ для руководителей. Это связано с тем, что компании пересматривают стратегии развития, меняют структуру бизнеса, стратегии продвижения продукции. Тренинговые компании также делают ставку на программы для руководителей разного уровня.
  2. Программы для HR менеджмента стали четко ориентированы на работу с персоналом в условиях кризиса. По объему предложений занимают второе место после тренингов для руководителей.
  3. Повысилось предложение программ по дебиторской задолженности, работе сотрудников коммерческих структур в новых условиях. Программ тренингов по продажам, связанных с новыми рыночными условиями, в процентном отношении меньше, чем управленческих.
  4. Появились новые программы, как для руководителей, так и для менеджеров по продажам: «Мышление в кризисе», «Управление личными состояниями в кризисе» и др.
  5. Повысилось предложение по семинарам и тренингам «Финансовый менеджмент в условиях кризиса» (пример).
  6. Появились в достаточно количестве спекулятивные программы (с нашей точки зрения): «Выход из кризиса за 3 дня» (обобщенное название).
  7. Значительно возрос спрос на краткосрочные тренинги, 4-8 часов. Это тенденция уже отмечалась, но в настоящий момент потребность в очень сжатом формате обучения стала очевидна.

Выводы:

  1. Тренинговые компании будут работать в большей степени с руководящим составом. Причины: большая стабильность управленческого состава, высокая вовлеченность в разработку и внедрение необходимых изменений, наличие тренинговых программ (менеджмент, финансы, маркетинг, команда), которые могут быть очень успешно применены в условиях изменений.
  2. В 2009 году тренинговые компании будут разрабатывать новые программы с высокой интенсивностью, так как это будет запрашивать рынок. Безусловно, это положительная тенденция для компаний, которые имеют ресурсы для разработки необходимых программ.
  3. Объем тренингов «обычные продажи» снизится в первом полугодии 2009 года. Компании будут, в большей степени, проводить короткие программы по дебиторской задолженности (в краткосрочном периоде), продажам в новых условиях. Будет проходить пересмотр содержания и структуры переговорных тренингов.
  4. Компании, работающие на рынке обучения, пересмотрят портфель тренинговых программ.

Анализ программ, направленных на работу в кризисных условиях
Программы для руководителей, управление — 33%

Выборочные примеры названий:

  1. «Разработка антикризисной стратегии предприятия»
  2. «Управление продажами в условиях кризиса»
  3. «Антикризисное управление»
  4. «Эффективное управление компанией в условиях экономического кризиса»»
  5. «Стратегическая перегруппировка бизнеса в условиях кризиса»

Программы для HR, управление персоналом – 22%

Выборочные примеры названий:

  1. «Кризис-менеджмент в управлении персоналом»»
  2. «Мотивационные стратегии компании в кризисный период»
  3. «Трансформационный менеджмент. Управление персоналом в период кризисов и изменений»
  4. «Минимизация рисков в работе с персоналом в условиях спада экономической активности»
  5. «Пошаговое руководство по работе HR службы в условиях кризиса»

Программы для финансовых служб – 11 %

Выборочные примеры названий:

  1. «Управление финансами предприятия в условиях кризиса»
  2. «Финансовый менеджмент в условиях кризиса – как сохранить и улучшить бизнес»

Исследование было проведено сотрудниками компании RECONT