В октябре 2008 года E-xecutive и компания B2BMedia провели опрос, посвященный краткосрочным образовательным программам для менеджеров. Цель опроса – выявить тенденции на рынке краткосрочного бизнес-образования, наиболее актуальные проблемы и потребности аудитории и, соответственно, возможности для развития бизнеса провайдеров образовательных программ.
Респонденты
В опросе приняли участие 7500 участников Сообщества менеджеров E-xecutive – 58% мужчин и 42% женщин, занятых в разных отраслях. По 880 участников опроса – генеральные руководители и HR-ы, 1480 – директора различных функциональных направлений, 140 занимаются кадровым консалтингом.
Среди опрошенных преобладали москвичи и россияне в целом.
Требования компаний к образованию сотрудников
Почти половина респондентов (3110 человек) отмечает, что в их компаниях главным критерием отбора для кандидата на руководящую должность считается не образование, а опыт работы. Треть опрошенных (2480 человек) работает в компаниях, где для руководителя любой диплом о дополнительном образовании – плюс при поступлении на работу. И лишь 480 респондентов занято в организациях, которые ставят условием для вступления в должность руководителя диплом MBA (отраслевой зависимости здесь выявить не удалось).
При этом почти половина (3240) участников опроса отмечает, что в их компаниях есть позиции, подразумевающие обязательное наличие дипломов или сертификатов о прохождении определенных курсов, тренингов, образовательных программ. Еще более трети респондентов (2600) считает, что, хотя официально таких позиций в их компании нет, подобные дипломы или сертификаты желательны. Об отсутствии должностей, для занятия которых нужно дополнительное образование, говорит 1580 опрошенных.
Представления о необходимости дополнительного образования
Совпадают ли требования компаний к образованию сотрудников разных уровней с мнением самих участников исследования? На вопрос о том, для каких должностей предпочтительно наличие дополнительного бизнес-образования, более 70% респондентов высказалось в пользу генеральных и финансовых директоров, директоров по развитию и коммерческих (директоров по продажам), почти 70% – за директоров по маркетингу, более 50% – за HR-директоров. IT-директора набрали почти 40% голосов, главные бухгалтеры – чуть более четверти, а консультанты – 1/5. Интересно, что среди тех 46%, кто считает дополнительное бизнес-образование нужным для руководителей проектов, большинство сами занимают такую или близкую должность.
Для каких должностей нужно дополнительное бизнес-образование?
Должность |
Ответы |
Ответы, % |
Генеральный директор |
5640 |
75 |
Директор по развитию |
5830 |
78 |
Финансовый директор |
5550 |
74 |
Коммерческий директор/директор по продажам |
5330 |
71 |
Директор по маркетингу |
5190 |
69 |
IT-директор |
2860 |
38 |
HR-директор |
3950 |
53 |
Консультант |
1540 |
21 |
Руководитель проекта |
3500 |
47 |
Главный бухгалтер |
1960 |
26 |
Другое |
540 |
7 |
В ответе на вопрос о том, для каких специальностей наиболее актуальны дополнительные образовательные программы, семинары, тренинги, курсы повышения квалификации и т.п., ожидаемо лидируют продажи и клиентские отношения – сотрудников этой специальности считают необходимым развивать через краткосрочное обучение более 80% опрошенных. Более 70% считает, что курсы, тренинги и семинары нужны маркетологам, 67% высказалось в пользу HR-ов, более 60% мнений собрали генеральное руководство и финансисты, почти 55% полагает, что такое образование не помешает сотрудникам R&D-департаментов, и чуть более 15% отправили бы на повышение квалификации секретарей.
Активность компаний в обучении сотрудников
Если верить респондентам, в целом более половины из них работает в компаниях, которые полностью или частично оплачивают сотрудникам обучение «на стороне». Регулярно проводит обучение сотрудников на своей территории в целом 40% компаний, 34% делают это иногда, а в 12% организаций такой праздник был раз или два. Наличие собственных тренеров в компаниях отметили в целом 375 опрошенных. 14% компаний повышают квалификацию своих сотрудников с помощью курсов иностранного языка. В 5% организаций вместо обучения проводятся мероприятия по командообразованию. 10% респондентов заявляют, что в их компании не принято повышать квалификацию сотрудников.
Организует ли ваша компания образовательные программы для сотрудников?
Вариант |
Ответы |
Ответы, % |
Да, полностью или частично оплачивает сотрудникам обучение по выбранной сотрудником программе |
1800 |
24 |
Да, полностью или частично оплачивает сотрудникам обучение по программе, определяемой руководством |
2720 |
36 |
Да, регулярно приглашает тренеров из специальных организаций |
1110 |
15 |
Да, регулярно проводит обучение – у нас есть свои тренеры |
1910 |
25 |
Да, иногда приглашает тренеров из специальных организаций |
1620 |
22 |
Да, иногда проводит обучение – у нас есть свои тренеры |
870 |
12 |
Да, раз или два проводились какие-то тренинги или курсы |
910 |
12 |
Да, у нас есть группы изучения иностранного языка |
1060 |
14 |
Образовательных программ не было, а вот командообразование – было |
380 |
5 |
Нет, в нашей компании это не принято |
760 |
10 |
Не знаю |
110 |
1 |
Как и следовало ожидать, более 50% компаний организует дополнительные образовательные программы, курсы повышения квалификации, семинары, тренинги и т.п. для сотрудников отделов продаж и управления отношений с клиентами. 36% респондентов отметили, что их организации развивают с помощью обучения генеральное руководство. Более 30% компаний повышает квалификацию своих HR-ов, почти 30% – финансистов, около 20% стимулируют дополнительное образование сотрудников подразделений исследований и разработок. В 14% компаний возможность участвовать в образовательных программах есть у сотрудников всех специальностей.
Критерии выбора провайдера
Интересно, что среди факторов, определяющих выбор провайдера краткосрочных образовательных программ, имя и вес поставщика услуг обучения на рынке вместе с ценой заняли последние места. Основной критерий – это способность провайдера провести именно тот тренинг, семинар или курс, который считает необходимым для себя заказчик. При этом большая часть компаний ориентируется при выборе поставщика образовательных услуг на отзывы знакомых и коллег. Большое значение для популярности провайдера имеет портфолио предыдущих удачных проектов. Также высокое место в сознании заказчиков занимает квалификация тренеров и преподавателей, которые будут проводить занятия.
Оценка эффективности обучения
Основные способы оценки эффекта от проведенных образовательных программ – это замеры производительности труда и опрос самих сотрудников, этими методами пользуется по 38% компаний, в которых работают опрошенные. 32% компаний ожидают, что обучение скажется на финансовых результатах организации. Ассессмент сотрудников по итогам обучения проводит 21% компаний. 16% оценивает результаты «на глазок», а 11% вообще не утруждает себя этим.
Минусы краткосрочного обучения
Среди основных минусов, которые увидели респонденты:
· Поверхностность и бессистемность обучения
· Невозможность закрепить полученные знания, подкрепить теорию практикой
· Часто – отсутствие посттренингового сопровождения
· Иногда – низкая квалификация тренеров
Однако не во всех минусах, по признанию самих опрошенных, виноваты провайдеры образовательных программ. Ситуацию хорошо характеризует высказывание одного из участников опроса: «Халява священна – вот тебе деньги, и дай мне готовые рецепты, разжуй и положи в рот – это сегодняшний тренд в краткосрочном образовании. Но уже через неделю-две эйфория и «похмелье» могущества от краткосрочных учебных курсов проходят, а думать по-новому участник тренинга за это время не научился – и вот снова «старая колея» мышления и разочарование от пройденного курса с обвинением в «их неспособности меня научить».
Финансовый кризис и рынок
Более половины респондентов считает, что сегодняшний финансовый кризис если и не влияет еще на рынок краткосрочного бизнес-образования, то в следующем году скажется непременно. Оптимистично оценивают рынок как не зависящий от общей экономической волатильности лишь 17% опрошенных. Почти четверть участников исследования не берется предположить, как отзовется кризисная ситуация в сфере краткосрочного обучения.
Возможности для всех
Результаты опроса показывают, что рынок не насыщен – как минимум, есть возможность охватить, при грамотной маркетинговой и PR-поддержке, те 10% компаний, которые не практикуют развитие сотрудников через краткосрочное образование. И хотя респонденты сходятся в том, каким специалистам необходимо краткосрочное обучение и для кого оно на самом деле проводится, реальных программ, судя по ответам, меньше, чем желаемых, и это – тоже поле для работы провайдеров. Особенно актуальным выглядит краткосрочное образование с учетом количества компаний, где есть должности, для которых обязательно или желательно наличие дополнительных дипломов и сертификатов.
При этом усилия всех поставщиков образовательных услуг логично будет направить на повышение качества программ и квалификации тренеров, а также на углубление контактов с представителями заказчика для более четкого понимания его потребностей и внесения предложений со стороны провайдера о том, как лучше эти потребности удовлетворить.