Краткосрочное бизнес-обучение. Результаты опроса руководителей

В октябре 2008 года E-xecutive и компания B2BMedia провели опрос, посвященный краткосрочным образовательным программам для менеджеров. Цель опроса – выявить тенденции на рынке краткосрочного бизнес-образования, наиболее актуальные проблемы и потребности аудитории и, соответственно, возможности для развития бизнеса провайдеров образовательных программ.

Респонденты

В опросе приняли участие 7500 участников Сообщества менеджеров E-xecutive – 58% мужчин и 42% женщин, занятых в разных отраслях. По 880 участников опроса – генеральные руководители и HR-ы, 1480 – директора различных функциональных направлений, 140 занимаются кадровым консалтингом.

По 880 участников опроса – генеральные руководители и HR-ы, 1480 – директора различных функциональных направлений, 140 занимаются кадровым консалтингом.

 

Среди опрошенных преобладали москвичи и россияне в целом.

Среди опрошенных преобладали москвичи и россияне в целом.

 


Требования компаний к образованию сотрудников

Почти половина респондентов (3110 человек) отмечает, что в их компаниях главным критерием отбора для кандидата на руководящую должность считается не образование, а опыт работы. Треть опрошенных (2480 человек) работает в компаниях, где для руководителя любой диплом о дополнительном образовании – плюс при поступлении на работу. И лишь 480 респондентов занято в организациях, которые ставят условием для вступления в должность руководителя диплом MBA (отраслевой зависимости здесь выявить не удалось).

Требования компаний к образованию сотрудников

 

При этом почти половина (3240) участников опроса отмечает, что в их компаниях есть позиции, подразумевающие обязательное наличие дипломов или сертификатов о прохождении определенных курсов, тренингов, образовательных программ. Еще более трети респондентов (2600) считает, что, хотя официально таких позиций в их компании нет, подобные дипломы или сертификаты желательны. Об отсутствии должностей, для занятия которых нужно дополнительное образование, говорит 1580 опрошенных.

При этом почти половина участников опроса отмечает, что в их компаниях есть позиции, подразумевающие обязательное наличие дипломов или сертификатов о прохождении определенных курсов, тренингов, образовательных программ.

 

Представления о необходимости дополнительного образования

Совпадают ли требования компаний к образованию сотрудников разных уровней с мнением самих участников исследования? На вопрос о том, для каких должностей предпочтительно наличие дополнительного бизнес-образования, более 70% респондентов высказалось в пользу генеральных и финансовых директоров, директоров по развитию и коммерческих (директоров по продажам), почти 70% – за директоров по маркетингу, более 50% – за HR-директоров. IT-директора набрали почти 40% голосов, главные бухгалтеры – чуть более четверти, а консультанты – 1/5. Интересно, что среди тех 46%, кто считает дополнительное бизнес-образование нужным для руководителей проектов, большинство сами занимают такую или близкую должность.

Для каких должностей нужно дополнительное бизнес-образование?

Должность

Ответы

Ответы, %

Генеральный директор

5640

75

Директор по развитию

5830

78

Финансовый директор

5550

74

Коммерческий директор/директор по продажам

5330

71

Директор по маркетингу

5190

69

IT-директор

2860

38

HR-директор

3950

53

Консультант

1540

21

Руководитель проекта

3500

47

Главный бухгалтер

1960

26

Другое

540

7

В ответе на вопрос о том, для каких специальностей наиболее актуальны дополнительные образовательные программы, семинары, тренинги, курсы повышения квалификации и т.п., ожидаемо лидируют продажи и клиентские отношения – сотрудников этой специальности считают необходимым развивать через краткосрочное обучение более 80% опрошенных. Более 70% считает, что курсы, тренинги и семинары нужны маркетологам, 67% высказалось в пользу HR-ов, более 60% мнений собрали генеральное руководство и финансисты, почти 55% полагает, что такое образование не помешает сотрудникам R&D-департаментов, и чуть более 15% отправили бы на повышение квалификации секретарей.

Лидируют продажи и клиентские отношения – сотрудников этой специальности считают необходимым развивать через краткосрочное обучение более 80% опрошенных.

 

Активность компаний в обучении сотрудников

Если верить респондентам, в целом более половины из них работает в компаниях, которые полностью или частично оплачивают сотрудникам обучение «на стороне». Регулярно проводит обучение сотрудников на своей территории в целом 40% компаний, 34% делают это иногда, а в 12% организаций такой праздник был раз или два. Наличие собственных тренеров в компаниях отметили в целом 375 опрошенных. 14% компаний повышают квалификацию своих сотрудников с помощью курсов иностранного языка. В 5% организаций вместо обучения проводятся мероприятия по командообразованию. 10% респондентов заявляют, что в их компании не принято повышать квалификацию сотрудников.

Организует ли ваша компания образовательные программы для сотрудников?

Вариант

Ответы

Ответы, %

Да, полностью или частично оплачивает сотрудникам обучение по выбранной сотрудником программе

1800

24

Да, полностью или частично оплачивает сотрудникам обучение по программе, определяемой руководством

2720

36

Да, регулярно приглашает тренеров из специальных организаций

1110

15

Да, регулярно проводит обучение – у нас есть свои тренеры

1910

25

Да, иногда приглашает тренеров из специальных организаций

1620

22

Да, иногда проводит обучение – у нас есть свои тренеры

870

12

Да, раз или два проводились какие-то тренинги или курсы

910

12

Да, у нас есть группы изучения иностранного языка

1060

14

Образовательных программ не было, а вот командообразование – было

380

5

Нет, в нашей компании это не принято

760

10

Не знаю

110

1

Как и следовало ожидать, более 50% компаний организует дополнительные образовательные программы, курсы повышения квалификации, семинары, тренинги и т.п. для сотрудников отделов продаж и управления отношений с клиентами. 36% респондентов отметили, что их организации развивают с помощью обучения генеральное руководство. Более 30% компаний повышает квалификацию своих HR-ов, почти 30% – финансистов, около 20% стимулируют дополнительное образование сотрудников подразделений исследований и разработок. В 14% компаний возможность участвовать в образовательных программах есть у сотрудников всех специальностей.

Более 30% компаний повышает квалификацию своих HR-ов, почти 30% – финансистов, около 20% стимулируют дополнительное образование сотрудников подразделений исследований и разработок

 

 


Критерии выбора провайдера

Интересно, что среди факторов, определяющих выбор провайдера краткосрочных образовательных программ, имя и вес поставщика услуг обучения на рынке вместе с ценой заняли последние места. Основной критерий – это способность провайдера провести именно тот тренинг, семинар или курс, который считает необходимым для себя заказчик. При этом большая часть компаний ориентируется при выборе поставщика образовательных услуг на отзывы знакомых и коллег. Большое значение для популярности провайдера имеет портфолио предыдущих удачных проектов. Также высокое место в сознании заказчиков занимает квалификация тренеров и преподавателей, которые будут проводить занятия.

Критерии выбора провайдера

 


Оценка эффективности обучения

Основные способы оценки эффекта от проведенных образовательных программ – это замеры производительности труда и опрос самих сотрудников, этими методами пользуется по 38% компаний, в которых работают опрошенные. 32% компаний ожидают, что обучение скажется на финансовых результатах организации. Ассессмент сотрудников по итогам обучения проводит 21% компаний. 16% оценивает результаты «на глазок», а 11% вообще не утруждает себя этим.

Оценка эффективности обучения

 

 


Минусы краткосрочного обучения

Среди основных минусов, которые увидели респонденты:

· Поверхностность и бессистемность обучения
· Невозможность закрепить полученные знания, подкрепить теорию практикой
· Часто – отсутствие посттренингового сопровождения
· Иногда – низкая квалификация тренеров

Однако не во всех минусах, по признанию самих опрошенных, виноваты провайдеры образовательных программ. Ситуацию хорошо характеризует высказывание одного из участников опроса: «Халява священна – вот тебе деньги, и дай мне готовые рецепты, разжуй и положи в рот – это сегодняшний тренд в краткосрочном образовании. Но уже через неделю-две эйфория и «похмелье» могущества от краткосрочных учебных курсов проходят, а думать по-новому участник тренинга за это время не научился – и вот снова «старая колея» мышления и разочарование от пройденного курса с обвинением в «их неспособности меня научить».


Финансовый кризис и рынок

Более половины респондентов считает, что сегодняшний финансовый кризис если и не влияет еще на рынок краткосрочного бизнес-образования, то в следующем году скажется непременно. Оптимистично оценивают рынок как не зависящий от общей экономической волатильности лишь 17% опрошенных. Почти четверть участников исследования не берется предположить, как отзовется кризисная ситуация в сфере краткосрочного обучения.

Более половины респондентов считает, что сегодняшний финансовый кризис если и не влияет еще на рынок краткосрочного бизнес-образования, то в следующем году скажется непременно

 


Возможности для всех

Результаты опроса показывают, что рынок не насыщен – как минимум, есть возможность охватить, при грамотной маркетинговой и PR-поддержке, те 10% компаний, которые не практикуют развитие сотрудников через краткосрочное образование. И хотя респонденты сходятся в том, каким специалистам необходимо краткосрочное обучение и для кого оно на самом деле проводится, реальных программ, судя по ответам, меньше, чем желаемых, и это – тоже поле для работы провайдеров. Особенно актуальным выглядит краткосрочное образование с учетом количества компаний, где есть должности, для которых обязательно или желательно наличие дополнительных дипломов и сертификатов.

При этом усилия всех поставщиков образовательных услуг логично будет направить на повышение качества программ и квалификации тренеров, а также на углубление контактов с представителями заказчика для более четкого понимания его потребностей и внесения предложений со стороны провайдера о том, как лучше эти потребности удовлетворить.

 


По теме:

 ::  Рейтинг тренинговых программ по Екатеринбургу. Август-сентябрь 2008.
 ::  Состояние и тенденции рынка услуг обучения и развития персонала в России. Исследование провайдеров
 ::  Перспективы обучения персонала в сложных экономических условиях
 ::  Тенденции рынка и изменение потребностей заказчиков T&D услуг. 2008 год 
 :: 
Тенденции рынка и изменение потребностей заказчиков T&D услуг. 2007 год