Состояние и тенденции рынка услуг обучения и развития персонала в России. Исследование провайдеров

Настоящее исследование было проведено силами компании «Амплуа-Брокер» в августе-сентябре 2008 года.

Цели исследования:
1. Выявить тенденции в развитии услуг по обучению, развитию, оценке персонала
2. Оценить текущее состояние рынка услуг по обучению, развитию, оценке персонала

Объект исследования: юридическое лицо, оказывающее услуги, связанные с обучением, развитием, оценкой персонала, консультированием HR и T&D специалистов в вопросах обучения и развития персонала (далее — провайдер T&D услуг) и действующее на территории России вне зависимости от происхождения уставного капитала. К объектам исследования не относились частные предприниматели, оказывающие аналогичные услуги (фри-лансеры).

Методология: письменное анкетирование представителей тренинговых и HR-консалтинговых компаний.

Выборка: по данным «Амплуа-Брокер» на середину 2008 года в России действует 1175 провайдеров T&D услуг. Из них 883 — в Москве. В исследовании приняли участие 75 провайдеров.

Основные выводы исследования
1. В 2008 году совокупная выручка провайдеров составит 800 млн. у. е., консолидированный бюджет на обучение и развитие, выделяемый компаниями — 1,4 млдр. у. е. Рост объема рынка — 23%. Увеличение емкости рынка — 40%. Рынок готов потреблять больше, чем предлагается рынком услуг на сегодняшний день.
2. Провайдер стал крупнее в 2008 году — численность его персонала выросла на 17%
3. Усредненный провайдер T&D и HR услуг имел выручку 25,6 млн. рублей в 2007 году, она вырастет в 2008 году (прогноз) на 19%
4. Производительность 1 сотрудника провайдера не изменится по сравнению с 2007 годом и составит 1,42 млн. рублей
5. Растет количество тренинговых компаний, которые проводят открытые программы
6. Сохраняется рост количества провайдеров, включающих в свой портфель корпоративные тренинги и семинары
7. Самые часто проводимые тренинги — на тему менеджмента и лидерства
8. Резкий скачок стоимости 1 тренинг-дня — 43%. Средняя стоимость — 94003 рубля.
9. Сократилось количество провайдеров, не различающих стоимость тренинга для разных категорий персонала
10. Средняя стоимость 1 часа коучинга  — 11098 рублей.

Портрет «усредненного» провайдера T&D услуг России.
«Усредненный» провайдер описан параметрами, являющимися средними значениями по рынку.

Несмотря на почти двадцатилетний возраст рынка услуг по обучению и развитию, средний возраст провайдеров России — 6 лет. 47% провайдеров образовались в период 2001—2004 года. 6,6% провайдеров находятся на стартапе (возраст до 3х лет). Год назад (в 2007 году) эта цифра была чуть больше — 9%.
В 2007 году в усредненном провайдере работали 18 штатных сотрудников, но уже на конец первого полугодия 2008 года численность персонала выросла на 17% и составила 21 человек. Из 18 штатных сотрудников в 2007 году девять — штатные тренеры (50% от общей численности). В 2008 году штатных тренеров — 10 из 21 человек, что тоже является половиной от общей численности персонала.
Многие провайдеры привлекают дополнительные ресурсы — фрилансеров. Количество провайдеров, которые это практикуют, не увеличилось (кто привлекал, тот и привлекает, кто не привлекал — не начал это делать) — 57% провайдеров в 2008 и 58% провайдеров в 2007 году, но число привлекаемых на постоянной основе фрилансеров увеличилось. В 2007 году усредненный провайдер работал с 1,9 фрилансера, а в 2008 году — уже 3,2 фрилансера (рост привлекаемых ресурсов 68%). Фрилансеры все чаще привлекаются к проектам провайдера, т. к. последние ощущают острую нехватку профессиональных тренеров, готовых войти в штат провайдера.
Размер годовой выручки указали 22 провайдера T&D услуг из 75. Из них 10 компаний сделали это не в анонимной анкете. Год назад лишь «ЭКОПСИ Консалтинг», которая несколько лет публикует свой ежегодный отчет, и Business Training Russia на предоставление данных о своей выручке никто не решался. В этом году к «ЭКОПСИ Консалтинг» присоединились еще 9 провайдеров, тем самым продемонстрировав возросшую открытость рынка и понимание, что для анализа тенденций и состояния рынка, а также создания основы для бенчмаркинга, эти данные необходимы.
Исследование показало, что усредненный провайдер T&D и HR услуг имел выручку 25,6 млн. рублей в 2007 году. Эти данные помогли определить ключевой показатель эффективности поставщика профессиональных услуг — выручку на 1 штатного сотрудника в год (производительность персонала). В 2007 году производительность 1 сотрудника провайдера T&D и HR услуг составила 1,42 млн. рублей.
По прогнозам, рост выручки провайдера T&D и HR услуг составит 19% в 2008 году относительно 2007 года, а производительность практически не изменится и по результатам 2008 года составит 1,45 млн. рублей.

Объем рынка услуг по обучению и развитию персонала
В 2007 году совокупная выручка провайдеров услуг составила 650 млн. у. е. (1 у. е. = 25 рублей). Консолидированный бюджет на обучение и развитие персонала (без учета компенсаций T&D персонала), выделяемый компаниями, составил 1 млрд. у. е.
В 2008 году по прогнозам «Амплуа-Брокер» эти цифры составят 800 млн. у. е. и 1,4 млдр. у. е. соответственно. Рост объема рынка — 23%. Увеличение емкости рынка произойдет на уровне 40%. Рынок готов потреблять больше, чем предлагается рынком услуг на сегодняшний день.

Уровень предложения: Портфель HR и T&D услуг провайдера
Вопреки расхожему мнению, что открытые семинары и тренинги перестают быть популярными, растет количество тренинговых компаний, которые практикуют открытые программы. В 2006 году 56% компаний, в 2007 уже 70%, а в 2008 году 77% провайдеров имеют в своем портфеле открытые обучающие мероприятия. Но количество совокупно проведенных открытых тренингов сокращается. Если в 2006 году усредненный провайдер проводил 40 открытых тренинг-сессий в год, в 2007 — 16, то по прогнозам на 2008 год — 14 (если интенсивность их проведения до конца года сохранится на уровне первого полугодия).
Под тренинг-сессией в рамках данного исследования понимается один тренинг (семинар, мастер-класс и т. д.) заданной тематики для одной группы вне зависимости от его длительности (1. 2. 3 и т. д. дней). Т. е. 5 двухдневных тренингов по переговорам — это 5 тренинг-сессий.
При этом, есть провайдеры, которые наращивают количество открытых тренингов, но еще больше тех, кто сокращает, не отказываясь от них вовсе.
Растет количество провайдеров, включающих в свой портфель корпоративные тренинги и семинары (93% провайдеров в 2008 году против 72% в 2006). В 2006 году усредненный провайдер проводил 151 тренинг-сессию в корпоративном формате в год, в 2007 году — 259, по прогнозам на 2008 год эта цифра составит 313 тренинг-сессий в год.

Данные по интенсивности оказания услуг провайдеров (в год):

Таблица 1. Интенсивность услуг усредненного провайдера, представленность услуг в портфеле провайдеров, прирост интенсивности услуг. Данные приведены в процентах от количества анкет, принятых к обработке по данной категории услуг.

 

 

2006 год

2007 год

2008, прогноз

Услуга

% провайдеров, имеющих данную услугу в своем портфеле

Среднее значение

ровайдеров, имеющих данную услугу в своем портфеле

Среднее значение

% провайдеров, имеющих данную услугу в своем портфеле

Среднее значение, прирост относитель-но 2006 года в %

Тренинги/семинары в открытом формате тренинг-сессиях)

56%

40

70%

16

77%

14 (-75%)

Тренинги/семинары в корпоративном формате тренинг-сессиях)

72%

151

83%

259

93%

313 (+107%)

Разработка и/или глубокая адаптация тренингов в корпоративном формате как отдельная услуга (кол-во завершенных проектов)

59%

15

67%

23

73%

31 (+107%)

Передача программ обучения и методологии их проведения заказчику (кол-во переданных программ)

37%

3,5

53%

2,6

47%

4,6 (+31%)

Проведение готовых тренингов, разработанных самим заказчиком или его партнерами тренинг-сессиях)

14%

5

14%

12

20%

14 (+180%)

Обучение внутренних тренеров заказчика тренинг-сессиях)

49%

5

46%

4

53%

12 (+140%)

Бизнес-симуляции (кол-во проведенных игр)

31%

13

27%

33,5

33%

22 (+69%)

Услуга тренеров, как мотивационных спикеров (кол-во выступлений в компаниях)

21%

2

20%

9

20%

10(400%)

Фасилитация развивающих мероприятии, воркшопов (в тренинг-сессиях)

48%

9

60%

26

67%

19 (+111%)

Командообразующие мероприятия тренинг-сессиях)

49%

9

61%

18

63%

20 (+122%)

Оценка персонала: 360 градусов, ассессмент-центры и др. (кол-во оцененных человек)

41%

Нет данных

40-%

Нет

данных

40%

Нет данных

HR-консалтинг (кол-во завершенных проектов)

30%

3

27%

11

27%

12 (+30%)

Разработка и проведение программы а соавторстве с другой тренинговой компанией (кол-во завершенных проектов)

25%

Нет данных

20%

Нет данных

33%

Нет данных

Коучииг сотрудников заказчика (кол-во коуч-сессий)

49%

37

60%

89

60%

102 (+175%)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОП-5 самых быстрорастущих T&D и HR услуг в 2008 году (перечислены по мере убывания значения):

 

Стоимость тренинга и коучинга
В 2008 году произошел резкий скачок стоимости 1 тренинг-дня по сравнению с 2007 годом — в среднем на 43%. В 2007 году рост цент составил 12%, а в 2006 — 15%. Самый большой скачок цен в 2008 году на тренинги для руководителей высшего звена — 46%. Средняя стоимость тренинг-дня в 2008 году — 94003 рубля.

Таблица 2. Сравнение средней стоимости 1 тренинг-дня корпоративного тренинга, семинара, мастер-класса и т. д. в 2007 и 2008 годах.

 

Категория персонала

2007

2008, рост стоимости, в %

Коридор цен (минмакс), руб

специалисты

51906

72408 (+40%)

макс 150 000

руководители начального звена

57015

80800 (+42%)

15 000 — 200 000

руководители среднего звена

65282

94647 (+45%)

25 000 — 300 000

руководители высшего звена

87569

128157 (+46%)

45 000 — 500 000

Сократилось количество провайдеров, не различающих стоимость тренинга для разных категорий персонала. В 2008 году у 33% провайдеров была одинаковая цена на 1 тренинг-день для всех уровней сотрудников, а в 2007 таких провайдеров было 48%.
Отметим, что приведенные данные — заявляемая стоимость услуг провайдеров без учета скидок. Естественно, на рынке есть существенный разрыв между заявляемой и закупаемой ценой тренинг-дня. Об этом говорит и разный рост показателей:
19% — рост годовой выручки провайдеров,
17% — роста численности,
43% рост цен на услуги (тренинг-день) при отсутствии роста производительности 1 сотрудника.
Логично предположить, что реальный рост цен на тренинг-день, который является услугой-лидером подавляющего большинства провайдеров, ниже 43 процентов.

Средняя стоимость 1 часа коучинга 11098 рублей в 2008 году (по всем категориям персонала). 44% провайдеров не разделяют стоимость коучинга по категориям персонала и фиксируют одинаковую стоимость, у остальных цена работы коуча сильно зависит от уровня подопечного сотрудника.

Таблица 3. Стоимость 1 часа коучинга, 2008 год

 

Категория персонала

Работа коуча, 1 час, врублях

специалисты

8250, коридор цен 3000 — 18500

руководители начального звена

8500, коридор цен 3000 — 18500

руководители среднего звена

10356, коридор цен 3000 — 30000

руководители высшего звена

17286, коридор цен 3000 — 30000

ТОП-5 наиболее часто проводимых провайдерами тем обучающих мероприятий (по мере убывания частоты проведения) в 2008 году:
1. Менеджмент и лидерство
2. Коммуникации и Переговоры (одинаковая позиция)
3. Продажи
4. Публичные выступления и презентации
5.Наставничество и коучинг подчиненных и Управление персоналом (одинаковая позиция)

1. Услуги тренеров, как мотивационных спикеров
2. Проведение готовых тренингов, разработанных самим заказчиком или его партнерам
3. Обучение внутренних тренеров заказчика
4. Коучинг сотрудников заказчика
5. Бизнес-симуляции