Рэнкинг MBA «СФ» — единственное в России исследование, которое проводится по принятой на Западе методике: путем опроса самих выпускников. Мы включили в рэнкинг крупнейшие бизнес-школы Москвы и Санкт-Петербурга, выпустившие не менее трех «поколений» дипломников MBA. В этом, втором по счету, исследовании учтены мнения около 1500 дипломников, окончивших обучение по программе MBA в 2000-2008 годах.
У наших респондентов не было возможности сравнить качество образования MBA в различных бизнес-школах. Поэтому оценки, поставленные выпускниками, следует интерпретировать как степень удовлетворенности респондентов качеством полученных знаний.
Итоговый балл, по которому проводилось рейтингование, рассчитывался по формуле:
Оценки выпускников выводились нами на основании данных анкетирования. Респонденты оценивали школы по десяти критериям: четыре «аналоговых» (необходимо выбрать конкретные варианты ответов: отчисляют ли школы студентов за неуспеваемость и пропуски занятий, какие изменения в карьере, а также доходах произошли у выпускников после окончания школы, какой управленческий опыт имели одногруппники), а также еще шесть оценочных критериев, присваивая каждому критерию вес:
где вес критерия рассчитывался как среднее арифметическое значений, присвоенных критерию выпускниками всех школ.
В методике этого рейтинга мы ввели два новшества. Во-первых, для повышения достоверности результатов исключили у каждой школы одну максимальную и одну минимальную оценку. Во-вторых, ввели новый показатель: актуальность оценки. Оценкам респондентов, получивших диплом MBA в 2000-2002 годах, был присвоен коэффициент 0,4; выпускникам 2003-2005 годов — 0,7; 2006-2008 годов — 1.
Таким образом, балл школы рассчитывался по формуле:
где n — количество выпускников данной школы за каждый из трех временных интервалов (см. выше).
Кроме того, в этом году по многочисленным просьбам MBA-сообщества мы рассчитали среднюю ошибку выборки по каждой из школ по формуле:
где сигма в квадрате — среднее квадратическое отклонение оценок выпускников, n — количество опрошенных выпускников, N — общее количество выпускников за последние девять лет.
Исходя из средней ошибки мы рассчитали доверительный интервал при коэффициенте доверия t = 1,5 (т. е., согласно вероятностной функции А. М. Ляпунова, итоговый балл школы не выходит за пределы доверительного интервала с вероятностью 86%). Для удобства интервал приводится в процентах от итогового значения. Например, у ВШБ МГУ ошибка выборки составляет 2%: с вероятностью 86% итоговый балл этой школы находится в пределах 932 +/- 19 баллов.
Топ-30 российских бизнес-школ
|
|
Год |
Стоимость |
Средняя |
|
|
|
|
1 |
Высшая школа бизнеса Московского |
2001 |
600 |
126,724 |
0,750 |
0,183 |
932,8 |
2 |
2 |
Санкт-Петербургский международный |
1998 |
636 |
120,859 |
0,715 |
0,194 |
909,1 |
2 |
3 |
Московская высшая школа социальных и |
1998 |
636 |
120,859 |
0,715 |
0,194 |
909,1 |
2 |
4 |
1998 |
600 |
115,891 |
0,686 |
0,183 |
868,7 |
2 |
|
5 |
Высшая школа финансового менеджмента |
2000 |
675 |
111,141 |
0,658 |
0,206 |
863,5 |
2 |
6 |
Высшая школа менеджмента |
1999 |
700 |
104,918 |
0,621 |
0,213 |
834,3 |
3 |
7 |
1999 |
460 |
115,777 |
0,685 |
0,140 |
825,4 |
4 |
|
8 |
1992 |
580 |
108,356 |
0,641 |
0,177 |
818,0 |
2 |
|
9 |
Институт бизнеса и экономики АНХ |
1992 |
294 |
121,608 |
0,720 |
0,090 |
809,3 |
3 |
10 |
Высшая экономическая школа |
1993 |
463,8 |
110,941 |
0,657 |
0,141 |
797,9 |
8 |
11 |
Факультет инновационно-технологического |
2000 |
405 |
113,798 |
0,673 |
0,123 |
796,9 |
5 |
12 |
2001 |
400 |
112,779 |
0,667 |
0,122 |
789,4 |
3 |
|
13 |
1988 |
480 |
108,556 |
0,642 |
0,146 |
788,7 |
2 |
|
14 |
1997 |
419 |
110,105 |
0,652 |
0,128 |
779,6 |
3 |
|
15 |
1992 |
330 |
112,743 |
0,667 |
0,101 |
767,8 |
4 |
|
16 |
Российско-немецкая высшая школа |
2000 |
410 |
105,019 |
0,622 |
0,125 |
746,5 |
4 |
17 |
2003 |
350 |
106,023 |
0,627 |
0,107 |
734,1 |
4 |
|
18 |
Факультет Академических программ |
1999 |
455 |
99,693 |
0,590 |
0,139 |
728,7 |
4 |
19 |
Институт магистерской подготовки МЭСИ |
1999 |
352 |
104,978 |
0,621 |
0,107 |
728,6 |
4 |
20 |
Института экономики и финансов |
1992 |
480 |
97,708 |
0,578 |
0,146 |
724,5 |
3 |
21 |
Бизнес-школа Всероссийской академии |
1999 |
420 |
100,184 |
0,593 |
0,128 |
720,9 |
6 |
22 |
Банковский институт ГУ-ВШЭ |
2002 |
510 |
89,928 |
0,532 |
0,155 |
687,6 |
9 |
23 |
Институт международного бизнеса |
1998 |
294 |
98,499 |
0,583 |
0,090 |
672,5 |
6 |
24 |
Институт мировой экономики и бизнеса |
1992 |
372 |
91,307 |
0,540 |
0,113 |
653,7 |
5 |
25 |
Высшая коммерческая школа при |
1996 |
465 |
84,881 |
0,502 |
0,142 |
644,1 |
4 |
26 |
2002 |
135 |
97,463 |
0,577 |
0,041 |
618,0 |
2 |
|
27 |
Факультет экономики недвижимости АНХ |
2004 |
420 |
76,783 |
0,454 |
0,128 |
582,4 |
6 |
28 |
Институт международного бизнеса и |
2002 |
348 |
74,563 |
0,441 |
0,106 |
547,3 |
3 |
29 |
Институт менеджмента и маркетинга АНХ |
2001 |
390 |
69,583 |
0,412 |
0,119 |
530,7 |
6 |
30 |
Межотраслевой институт развития |
2000 |
340 |
64,777 |
0,383 |
0,104 |
487,0 |
8 |
*С вероятностью 86% итоговый балл школы может быть больше или меньше на процентное значение, указанное в этой графе
Как выпускники оценили свои школы
|
|
СРЕДНИЕ ДАННЫЕ ПО БИЗНЕС-ШКОЛАМ |
|||||
Слож- |
Преподава |
Приобрете |
|
Секрет фирмы
|