Спрос на «юные таланты» растет с огромной скоростью как со стороны западных, так и со стороны российских компаний. Молодые и талантливые студенты полны амбиций и горят желанием начать свою звездную карьеру. Но что знают друг о друге вчерашние выпускники и всемирно известные корпорации?
Что стоит за теми или иными обещаниями работодателя? Что на самом деле ожидает молодого сотрудника после заветной «церемонии» подписания «оффера»? А чего ждет он, что действительно важно для недавнего студента? Куда на самом деле ему стоит идти работать и почему?
Чтобы найти ответы на эти и другие вопросы, консалтинговая компания Graduate совместно с журналом «Карьера» вот уже в пятый раз проводит исследование TargeT (TOP-20 Annual Rating of Graduate Employers). Цель проекта — построение объективного рейтинга работодателей, предоставляющих лучшие возможности для молодых специалистов.
Как это делалось
В этом году методология проекта не претерпела значительных изменений. Исследование TargeT по-прежнему проводится в два этапа:
- Опрос студентов старших курсов и выпускников (не более трех лет с момента выпуска) московских и региональных вузов
- Опрос компаний-работодателей
На первом этапе мы предлагаем студентам оценить значимость 46 факторов, на которые они ориентируются при выборе постоянного работодателя, по шкале от -3 до +3 (-3 — очень значимый недостаток, 0 — незначимый фактор, +3 — очень значимое преимущество). Эти факторы разделены на 6 групп (ГФ):
- ГФ1: Положение компании в России и мире (динамичное развитие компании в России и в мире, известность, инновации в бизнесе компании, возможность работать в международной команде сотрудников и т.д.);
- ГФ2: Внутренний комфорт (наличие сложившейся корпоративной культуры, взаимоотношения молодого специалиста с руководителем, возрастная дифференциация сотрудников, наличие корпоративных проектов, конкурсов и конференций);
- ГФ3: Развитие, профессиональный и карьерный рост (наличие программы развития молодых специалистов/менеджеров, наличие плана профессионального развития у каждого сотрудника, возможность пройти обучение за рубежом или получить дополнительное образование, наличие наставника, быстрый рост числа обязанностей и их усложнение, возможности горизонтального роста, быстрого продвижения в компании, четкая карьерная лестница);
- ГФ4: Компенсации и гарантии (размер стартовой заработной платы и ее рост, наличие премий и бонусов по результатам работы, оплата переработок, негосударственное медицинское страхование и т.д.)
- ГФ5: Условия работы в компании (возможность совмещения работы с учебой, наличие командировок, необходимость переработок, характеристики рабочего места и т.д.)
- ГФ6: Характеристики работы в компании (рутинная работа, возможность решать трудные интересные задачи и оказывать влияние на принимаемые решения, формы отчетности и т.д.).
Кроме того, респонденты указывают размер желаемой и минимально приемлемой заработной платы, свои ожидания относительно карьерного и профессионального роста и конкретные компании (от трех до пяти), в которых они хотели бы работать.
Таким образом, мы получаем информацию об ожиданиях студентов, их предпочтениях и критериях выбора работодателя. Также на этом этапе мы узнаем о том, в каких компаниях стремятся начать свою карьеру молодые специалисты.
В 2007 году произошло расширение информационной базы — было опрошено 700 студентов (4 курс и старше) и выпускников вузов Москвы и регионов с различным образованием (для сравнения — в прошлом году количество молодых специалистов, принявших участие в исследовании, равнялось 450). Дифференциация по сфере получаемого образования представлена на Диагр.1.
Второй этап представляет собой опрос компаний, являющихся наиболее желанными для молодых специалистов (список компаний составляется на основе ответов студентов и выпускников). На вопросы отвечают менеджеры по персоналу. В ходе опроса выявляются реальные условия и возможности, которые компании предоставляют молодым специалистам. Среди факторов, оцененных студентами, работодатели выбирают те, которые они предоставляют молодым сотрудникам. Каждый фактор оценивается как 1 балл, если компания соблюдает данное условие, и как 0 баллов — если нет. В случае непредставления информации, компания получает 0 баллов по соответствующему фактору. Итоговый рейтинг компании рассчитывается с учетом «веса» каждого фактора (степени значимости для студентов).
Работодатели, отказавшиеся принять участие в нашем исследовании (Газпром, Google, Сбербанк — 1-е, 12-е и 14-е места в рейтинге самых желанных для студентов работодателей соответственно), отсортированы в итоговом рейтинге исключительно по параметру «популярность среди студентов и выпускников». Кроме того, в рейтинг реальных условий не вошла компания РАО ЕЭС (18-е место), которая прекращает свое существование 1 июля 2008 года. В исследовании прошлого года Сбербанк занял 1-е место в рейтинге реальных условий, а компания РАО ЕЭС — 16-е.
Новое поколение выбирает
Впервые за последние несколько лет размер заработной платы и наличие других компенсаций стали менее важны для молодых специалистов, чем возможности для обучения и развития в компании. Теперь мы уже не можем сказать, как это было в прошлом году, что студенты и выпускники предпочитают высокооплачиваемую, пусть и неинтересную работу, всем остальным возможностям, существующим на рынке труда.
Группы факторов
Все большее значение для молодых специалистов имеет «Положение компании в России и мире и динамичность ее развития» — данная группа факторов в этом году поднялась со второго места по значимости при трудоустройстве (TARGET 2007) на первое. Идеальный работодатель по мнению студентов и выпускников — это крупная западная компания с известным на рынке именем, динамично развивающаяся как в России, так и в мире.
Второе место занимает группа факторов «Возможности для профессионального и карьерного роста». Значимость этой группы факторов также растет, ведь последние два года она не поднималась выше третьей позиции. Студенты ставят на первое место в данной группе возможность получить дополнительное обучение и возможности быстрого продвижения в компании.
На третьем месте по значимости факторов при трудоустройстве — «Компенсации и гарантии». Тут стоит отметить, что, хотя важность данной группы факторов для студентов неоспорима (последние два года она занимала второе и первое места соответственно), «Компенсации и гарантии» все же начали уступать свои позиции группам факторов, перечисленным выше. Как и в прошлые годы, быстрый рост заработной платы и наличие премий и бонусов по результатам работы оказываются для молодых специалистов важнее, чем размер стартовой заработной платы. Также важны студентам оплачиваемые переработки.
Студенты и выпускники понимают, что для достижения желаемого размера заработной платы необходимо сначала проявить себя и готовы к этому. Однако, их старания, усилия и достигнутые результаты должны быть вознаграждены. Но вот как раз на последнем моменте возникает некоторое непонимание между работодателем и недавним выпускником (об этом речь пойдет ниже).
Группы факторов «Внутренний комфорт», «Условия и график работы в компании» и «Характеристики работы» традиционно являются менее значимыми, чем перечисленные выше. Для молодых специалистов важны возможность общения с непосредственным руководителем по широкому спектру вопросов, возможность решать трудные интересные задачи и наличие сложившейся корпоративной культуры в компании. Эти факторы стали лидирующими, пусть и во второстепенных по важности группах, впервые. Данная ситуация еще раз подтверждает изменение приоритетов молодых специалистов.
ТОР 10 самых значимых факторов
Какие же характеристики вошли в десятку лидеров в этом году? В Табл.1 приведены самые важные характеристики условий работы в компаниях, а также место каждого фактора по значимости в исследовании прошлого года.
Таблица 1. Значимость факторов оценки компаний работодателей
Название фактора | Место фактора | Место фактора |
Динамичное развитие компании в мире | 1 | 7 |
Быстрый рост заработной платы | 2 | 2 |
Возможность получить дополнительное обучение (тренинги, курсы, программы повышения квалификации) | 3 | 3 |
Динамичное развитие компании в России | 4 | 5 |
Возможности быстрого карьерного продвижения в компании | 5 | 6 |
Наличие наставника, который передаст все тонкости бизнеса компании, поможет в решении сложных вопросов | 6 | 3 |
Известное на рынке имя компании | 7 | 16 |
Возможность общения с непосредственным руководителем по широкому спектру вопросов | 8 | 15 |
Компания создает новые продукты, использует инновационный подход | 9 | 21 |
Из десятки лидеров по значимости для молодых специалистов в 2008 году выбыли «Наличие премий и бонусов по результатам работы», «Оплачиваемые переработки» и «Компенсация затрат, связанных с рабочими нуждами» (1-е, 4-е и 9-е места соответственно в ТОР-10 самых важных факторов в 2007 году). Таким образом, прошлогодняя ситуация, когда оказалось, что компенсации для студентов и выпускников были важнее, чем характеристики компании и возможности развития, в тенденцию не перешла.
Рассмотрим теперь те факторы, которые молодые специалисты оценивают со знаком «-». Как и в прошлые годы, это «Работа с высокой степенью контроля руководителя», «Необходимость переработок» и «В компании запрещены переработки». Студенты явно хотят самостоятельности и права самим планировать собственное рабочее время. Кроме того, отталкивает их и «Необходимость выполнять рутинные обязанности на начальном этапе работы в компании».
Интересно, что самым негативным фактором из всех стал «Рабочее место в помещении с числом сотрудников более 10 человек», в то время как 80% опрошенных ком-паний предлагают молодым сотрудникам рабочее место именно в «open-space».
Хочу туда!
Год от года продолжает расти доля российских компаний в ТОР-20 самых желанных работодателей для молодых специалистов (в этом году в рейтинг вошли 11 западных, 8 российских и 1 азиатская компания).
Таблица 2. Рейтинг желаемых работодателей
Место в | Компания |
1 | Газпром |
2 | Лукойл |
3 | PricewaterhouseCoopers |
4 | Procter&Gamble |
5 | Ernst&Young |
6 | Microsoft |
7 | ВТБ |
8 | Тройка Диалог |
9 | McKinsey&Company |
10 | Deloitte |
11 | KPMG |
12 | |
13 | TNK-BP |
14 | Сбербанк |
15 | Вымпелком |
16 | IBM |
17 | British American Tobacco |
18 | РАО ЕЭС |
19 | Samsung Electronics |
29 | JP Morgan |
Новая особенность результатов исследования в этом году: впервые множество студентов и выпускников в ответ на вопрос «В какой компании вы хотели бы работать?» отвечали — «в своей». Если бы мы включили в рейтинг самых желаемых работодателей для молодых специалистов новый пункт «Свой бизнес», то он попал бы в десятку лидеров. Этот факт еще раз подтверждает высказанное выше утверждение об увеличении стремления «юных талантов» к самостоятельности, ответственности и их готовность работать над нетривиальными и интересными задачами с высокой степенью отдачи.
В этом году, также как и в прошлом, мы можем наблюдать 4 лидирующие отрасли – нефтедобывающие, аудиторские компании, а также компании, специализирующиеся в области IT и банковских операций.
По-прежнему невысок интерес студентов и выпускников к FMCG-компаниям — в рейтинг 2007/08 года вошли всего два представителя этой отрасли — Procter&Gamble и British American Tobacco (занявшая место выбывшего из рейтинга Mars). Однако, не смотря на такую тенденцию (кстати говоря, характерную и для западного рынка труда), Procter&Gamble занимает в нашем рейтинге практически «призовое», 4-е место, поднявшись по сравнению с прошлым годом на 3 позиции. Эта ситуация объясняется не только очень известным брендом компании, с товарами которой каждый из нас сталкивается ежедневно, но и активной работой по информированию и привлечению молодых специалистов. Немаловажную роль в популярности Procter&Gamble у студентов и выпускников играет и предоставление лучших условий для сотрудников, однако, об этом речь пойдет чуть позже.
По сравнению с исследованиями прошлых лет в рейтинге желаемых работодателей появился ряд новичков – компании Samsung Electronics, JP Morgan, Google, IBM и Билайн. По-видимому, это обусловлено постоянно возрастающей популярностью сферы IT и инвестиций и банкинга (ведь в рейтинг вернулась еще и выбывшая в прошлом году компания Тройка Диалог).
Кто кого (выбирает)
Студенты и выпускники, заинтересованные в построении карьеры в различных областях, дают различные ответы на вопрос о самом желанном работодателе.
Таблица 3. ТОР 10 самых привлекательных работодателей для молодых специалистов, заинтересованных в сфере финансовых услуг
Место в | Компания |
1 | Газпром |
2 | Лукойл |
3 | Тройка Диалог |
4 | PricewaterhouseCoopers |
5 | ВТБ |
6 | Procter&Gamble |
7 | Ernst&Young |
8 | KPMG |
9 | McKinsey&Company |
10 | Сбербанк |
Таблица 4. ТОР 10 самых привлекательных работодателей для молодых специалистов, заинтересованных в сфере производства (товаров длительного и массового пользования, средств производства)
Место в рейтинге | Компания |
1 | Газпром |
2 | Procter&Gamble |
3 | Лукойл |
4 | PricewaterhouseCoopers |
5 | British American Tobacco |
6 | Ernst&Young |
7 | Unilever |
8 | Microsoft |
9 | Тройка Диалог |
10 | Delloite |
Таблица 5. ТОР 10 самых привлекательных работодателей для молодых специалистов, заинтересованных в сфере IT и телекоммуникации
Место в | Компания |
1 | Газпром |
2 | Microsoft |
3 | PricewaterhouseCoopers |
4 | |
5 | IBM |
6 | Intel |
7 | Yandex |
8 | Procter&Gamble |
9 | Ernst&Young |
10 | McKinsey&Company |
Что же делает компанию популярной среди молодых специалистов?
Отдавая свой голос в пользу той или иной компании, студенты и выпускники обращают внимание на репутацию и узнаваемость компании на рынке, динамичность развития отрасли. Немаловажную роль играет и политика компании, направленная на привлечение молодых специалистов.
Чем больше компания проводит различных мероприятий для студентов, тем, соответственно, выше ее популярность среди них. К таким, например, относятся компании «большой четверки аудиторов» (PricewaterhouseCoopers, Ernst&Young , Deloitte и KPMG), проводящие активные рекламные кампании и организующие различные мероприятия для студентов (начиная от лекций и презентаций в вузах и заканчивая днями открытых дверей и конкурсами по решению кейсов), а также компании Procter&Gamble, Тройка Диалог, Samsung Electronics, Вымпелком.
Интерес к другим компаниям можно объяснить их отраслевой принадлежностью. Тенденция последних лет — рост интереса к банковской деятельности, инвестициям и консалтингу — сохраняется. На рынке труда молодых специалистов сложилось мнение о том, что сотрудники инвестиционных и консалтинговых компаний – это успешные, амбициозные, целеустремленные молодые люди, заработные платы которых являются пределом мечтаний большинства обывателей.
Кроме того, традиционно популярными для молодых специалистов остаются компании нефтегазовой сферы и энергетики (Газпром, Лукойл, TNK-BP и РАО ЕЭС), хотя представления студентов о них весьма туманны. О работе в данных компаниях ходит множество мифов и легенд, что не может сказаться на степени желания стать «избранным» одним из этих работодателей.
Многие компании помимо своего известного имени и стабильного развития, привлекают студентов еще и тем, что дают возможность пройти оплачиваемую стажировку. Procter&Gamble, Microsoft, Тройка Диалог, TNK-BP, Билайн, IBM, British American Tobacco и многие другие компании сегодня предоставляют студентам такую возможность.
Другая реальность
Как и в исследованиях прошлых лет, представления студентов о работодателях по-прежнему значительно расходятся с действительностью.
Параметр «Разность позиций в рейтингах» характеризует разрыв между позиционированием компании на рынке труда и тем, как в действительности воспринимают ее студенты и выпускники. По его величине можно определить, в какую сторону работодателю стоит направить свои усилия для оптимизации работы на рынке труда молодых специалистов.
Чем больше разрыв между положением компании в рейтинге желаемых работодателей по мнению студентов и в рейтинге реальных условий, тем меньше потенциальные кандидаты знают о конкурентных преимуществах конкретного предложения. Соответственно, работодателю стоит обращать больше внимания на информирование и привлечение молодых сотрудников.
Если же разрыв между положениями в рейтингах отрицателен, то это свидетельствует о несоответствии имиджевой составляющей («рекламных» предложений и обещаний) реальным условиям труда и возможностям для молодых специалистов. В этой ситуации стоит задуматься о модификации самого предложения.
Только у PricewaterhouseCoopers разность позиций в рейтингах равна 0. Также невелика величина рассматриваемого параметра у McKinsey & Company и лидера рейтинга Procter&Gamble.
Что касается остальных компаний, мы можем видеть, что сохраняется тенденция предыдущих исследований — большой разницы позиций между ожидаемыми (составленными на основе ответов студентов) и реальными условиями труда, предоставляемыми компаниями.
Таблица 6. Тор 20 лучших работодателей для молодых специалистов