Общественная организация «Деловая Россия» в рамках конгресса национального бизнеса «Пора предпринимать!» обнародовала результаты второго рейтинга высших учебных заведений России. Основной целью проекта была оценка ВУЗов с точки зрения востребованности их выпускников на рынке труда, а так же уровень взаимодействия учебных заведений с компаниями-работодателями. К сожалению, до сих пор инициатором взаимодействия бизнеса и образовательных учреждений являются преимущественно коммерческие структуры. Исследование показало, что стабильное сотрудничество между работодателями и вузами пока слабо сформировано: одновременно несколько форм сотрудничества регулярно реализовывало не более 7% компаний. При этом не более 25% компаний взаимодействуют с ВУЗами регулярно.
Альфа-лига |
Подлига Альфа-1 |
Москва |
Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана |
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова |
Регионы |
Иркутский государственный технический университет |
Калининградский государственный технический университет |
Пермский государственный политехнический университет |
Пермский государственный университет им. А.М.Горького |
Саратовский государственный технический университет |
Томский политехнический университет |
Тюменский государственный нефтегазовый университет |
Уральский государственный технический университет |
Южно-Уральский государственный университет |
Ярославский государственный технический университет |
|
Подлига Альфа-2 |
Москва |
Государственный университет — Высшая школа экономики |
Московский государственный строительный университет |
Московский государственный университет пищевых производств |
Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина |
Российский химико-технологический университет им. Д.И.Менделеева |
Финансовая академия при Правительстве РФ |
Регионы |
Воронежский государственный технический университет |
Нижегородский государственный технический университет |
Оренбургский государственный университет |
Санкт-Петербургский государственный университет |
Сибирский федеральный университет |
Тульский государственный университет |
Череповецкий государственный университет |
Бета-лига |
Подлига Бета-1 |
Москва |
Московский государственный институт стали и сплавов |
Московский государственный университет прикладной биотехнологии |
Московский государственный университет путей сообщения |
Московский энергетический институт |
Российский государственный социальный университет |
Регионы |
Волгоградский государственный технический университет |
Воронежская государственная технологическая академия |
Ивановский государственный энергетический университет |
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности |
Тюменский государственный университет |
|
Подлига Бета-2 |
Москва |
Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет) |
Московский государственный университет печати |
Российская экономическая академия им. В.Г.Плеханова |
Регионы |
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова |
Кубанский государственный технологический университет |
Новосибирский государственный технический университет |
Северо-Кавказский государственный технический университет |
Уральский государственный университет им. А.М. Горького |
Уральский государственный университет путей сообщения |
Уральский государственный экономический университет |
Гамма-лига |
Подлига Гамма-1 |
Регионы |
Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет |
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет |
Вятский государственный университет |
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет |
Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева |
Самарский государственный технический университет |
Тюменский государственный архитектурно-строительный университет |
|
Подлига Гамма-2 |
Москва |
Всероссийский заочный финансово-экономический институт |
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России |
Регионы |
Алтайский государственный аграрный университет |
Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия |
Вологодский государственный технический университет |
Воронежский государственный университет |
Сибирский государственный университет путей сообщения |
Уральская государственная горно-геологическая академия |
Разделение внутри лиги, проведено по регионам по алфавиту, а не по качеству образования, преподавательскому составу, востребовательности выпускников и.т.д.
Вузы – лидеры рейтинга – давно известные брэнды на рынке образовательных услуг, молодым негосударственным вузам в топ-лист рейтинга войти пока не удалось. Как и в прошлом году, российские вузы разделили на «альфа», «бета» и «гамма»- лиги. Внутри каждой лиги также были выделены подгруппы 1 и 2. В первую вошли образовательные учреждения плотно сотрудничающие с бизнесом и обеспечивающие своим выпускникам высокую зарплату. Ко второй подгруппе отнесли ВУЗы в которых один из показателей (либо уровень зарплаты выпускников, либо взаимодействие с работодателями) удовлетворял всем требованиям рейтинга, в то время как другой был на недостаточно высоком уровне.
Среди столичных вузов лидерами стали МГУ имени Ломоносова, МГТУ имени Баумана, Московский государственный строительный университет, Московский государственный университет пищевых производств, Государственный университет — Высшая школа экономики, РГУ нефти и газа имени Губкина, Российский химико-технологический университет имени Менделеева и Финансовая академия при Правительстве РФ.
По словам начальника управления учреждений образования Рособразования, Петра Анисимова 12 лидеров рейтинга являются также и победителями конкурса инновационных программ в рамках национального проекта «Образование».
Условно участников рейтинга можно разделить на следующие категории:
• Крупные университеты, чаще технические, чем классические, имеющие налаженные контакты с работодателями;
• Специализированные вузы, профиль подготовки которых – наиболее прибыльные, растущие сегменты реального сектора экономики. Среди вузов данной категории представлены более успешные отрасли экономики: нефтегазовая, финансовый сектор, строительство;
• Региональные образовательные центры, с которыми у давно работающих компаний налажены традиционные связи.
Впрочем, при приеме на работу, HR-служба в последнюю очередь интересуется какой именно ВУЗ закончил соискатель. В гораздо большей степени работодателя интересуют личные качества претендента на вакансию. В первую очередь это умение ставить задачу и решать ее самостоятельно, а также практические навыки, полученные благодаря предшествующей трудовой деятельности. В настоящее время более 50% студентов начинают свою карьеру до окончания ВУЗа, успев к моменту защиты диплома сменить 2-3 места работы. Растущая российская экономика предъявляет большой спрос на молодые кадры: отложенный по времени выход на рынок труда в начале 2000-х в настоящее время заметно сократился.
Почти половина компаний берет на работу тех, кто обращается к ним самостоятельно, и по мере накопления трудового опыта, по данным исследования, личная активность становится более значимой для успешного трудоустройства.
Методология рейтинга: При формировании рейтинга учитываются следующие показатели востребованности выпускников вуза работодателями:
1) Взаимодействие работодателей с вузами, в том числе:
— проведение целевых кампаний по набору выпускников вуза;
— проведение целевых кампаний по набору стажеров из числа студентов вуза;
— наличие предпочтений в отношении вузов при отборе специалистов для работы в компании;
— наличие договорных связей между вузом и работодателями;
— обращение сотрудников компании в вузы, которые они окончили, для привлечения молодых специалистов.
2) Уровень заработной платы выпускников вуза (с учетом региональных различий).