Информация, расположенная в основных таблицах, содержит ответы на все вопросы, интересующие потенциального студента, поможет ему составить мнение о школе и выбрать наиболее подходящую для своих целей программу.
Возможность получить диплом государственного образца считается особенностью российского бизнес-образования. В западных школах далеко не все участники рынка «узаконивают» свои отношения с государством: частные школы пользуются не меньшим почетом. В России такая «формальность», как государственный статус диплома, может потребоваться в отделе кадров при трудоустройстве. Для многих студентов привлекательной выглядит возможность получить западный диплом, не уезжая из страны. Двадцать три школы предлагают совместные программы, по окончании которых слушателям выдается два документа. При выборе курса нужно обратить внимание, насколько аутентичен будущий западный диплом: в идеале он никоим образом не должен отличаться от получаемого «настоящими» заграничными студентами. Школа может активно работать с иностранными партнерами на разных уровнях, вплоть до приглашения преподавателей, но не давать двух дипломов.
В мировой практике большее значение имеют аккредитации международных организаций. Согласно исследованиям Begin, 74% российских студентов также обращают внимание на их наличие. Наиболееавторитетные — американская AACSB (The Association to Advance Collegiate Schools of Business) ибританская AMBA (Association of MBAs), атакжеевропейская European Foundation for Management Development (EFMD). При выборе нужно учитывать: может быть аккредитована как одна из программ, так и школа целиком. Последнее означает автоматическое признание всех курсов МВА. Также слушателю стоит поинтересоваться, какое именно участие принимает международная организация в развитии школы: к примеру, простое членство в именитых содружествах не означает аккредитации программ.
Старейшие российские бизнес-школы
Место |
Бизнес-школа |
Лет |
1 |
Высшая коммерческая школа Минэкономразвития, Высшая школа международного бизнеса АНХ, Институт бизнеса и делового администрирования АНХ, Институт экономики и финансов «Синергия», Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис» |
20 |
2 |
Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП) |
19 |
3 |
Государственный университет управления, Американский институт бизнеса и экономики, Международная школа менеджмента Vlerick |
18 |
4 |
Международный банковский институт |
17 |
5 |
Высшая школа бизнеса и менеджмента Международного университета в Москве, Институт бизнеса и делового администрирования СГТУ, Международный институт менеджмента ЛИНК, Российско-немецкая высшая школа управления АНХ |
16 |
Лидеры по количеству специализаций
Место |
Бизнес-школа |
Штук |
1 |
17 |
|
2 |
12 |
|
3 |
Высшая коммерческая школа Минэкономразвития, Институт магистерской подготовки МЭСИ, Институт экономики и финансов «Синергия», Международный институт менеджмента ЛИНК, Международная школа бизнеса ФА |
6 |
4 |
Высшая школа международного бизнеса АНХ Институт бизнеса и делового администрирования АНХ, Международный банковский институт |
5 |
5 |
Высшая школа бизнеса и менеджмента Международного университета в Москве, Школа бизнеса ВАВТ |
4 |
Лидеры по количеству преподавателей, проходивших практику за рубежом
Место |
Бизнес-школа |
% |
1 |
Американский институт бизнеса и экономики, Высшая школа менеджмента СПбГУ, ИМИСП, Международная школа менеджмента Vlerick |
100 |
2 |
Банковский институт Высшей школы экономики |
90 |
3 |
82 |
|
4 |
80 |
|
5 |
75 |
Лидеры по использованию активных форм обучения
Место |
Бизнес-школа |
% |
1 |
Российско-немецкая высшая школа управления АНХ |
91 |
2 |
Институт делового администрирования и бизнеса Финансовой академии, Институт экономики и финансов «Синергия» |
77 |
3 |
71 |
|
4 |
70 |
|
5 |
67 |
Лидеры по количеству курсов по выбору
Место |
Бизнес-школа |
Курсов на выбор |
1 |
89 |
|
2 |
80 |
|
3 |
56 |
|
4 |
Высшая школа финансов и менеджмента АНХ |
45 |
5 |
Институт экономики и финансов «Синергия» |
44 |
Лидеры по количеству студентов
Место |
Бизнес-школа |
Человек |
1 |
1660 |
|
2 |
947 |
|
3 |
798 |
|
4 |
746 |
|
5 |
719 |
Российские бизнес-школы: ключевые параметры (участники расположены в алфавитном порядке)
Бизнес-школа |
Возраст школы |
Общее количество выпускников МВА |
Количество обучающихся |
Аккредитация Минобразования РФ |
Западный диплом/ сертификат |
% преподавателей, проходивших практику за рубежом |
% преподавателей – авторов учебников |
% преподавателей – кандидатов и докторов наук |
Аккредитация в международной организации, членство |
18 |
470 |
160 |
Нет |
Нет |
100 |
27 |
36 |
Central and East European Management Development Association (CEEMAN) |
|
Банковский институт Высшей школы экономики |
10 |
171 |
65 |
Да |
Да |
90 |
50 |
80 |
Нет |
Бизнес-школа Воронежского государственного университета |
13 |
170 |
85 |
Да |
Нет |
25 |
45 |
100 |
Нет |
Бизнес-школа Кингстонского университета Великобритании в АНХ* |
10 |
290 |
141 |
Да |
Да |
50 |
100 |
– |
Association МВА АМВА |
20 |
700 |
147 |
Да |
Да |
8 |
41 |
75 |
European Council for Business Education (ECBE) |
|
Высшая школа бизнеса и менеджмента Международного университета в Москве |
16 |
850 |
60 |
Да |
Да |
41 |
25 |
75 |
ECBE |
Высшая школа бизнес-информатики ГУВШЭ** |
4 |
– |
37 |
Да |
Нет |
– |
– |
– |
Нет |
12 |
1587 |
618 |
Да |
Да |
75 |
50 |
65 |
ECBE, CEEMAN |
|
20 |
3100 |
719 |
Да |
Нет |
69 |
52 |
78 |
АМВА |
|
15 |
356 |
135 |
Да |
Да |
100 |
29 |
100 |
АМВА, International Association to Advance Collegiate Schools of Business (AACSB), European Quality Improvement System (EQUIS) |
|
Высшая школа финансов и менеджмента АНХ |
12 |
303 |
278 |
Да |
Да |
17 |
74 |
96 |
Нет <
Финанс.
|