В денежной тени Москвы

Самарцы зарабатывают в два раза меньше москвичей, выяснило агентство «Анкор». Быстрее всех растет в Самаре зарплата специалистов по маркетингу и PR, логистике, управлению персоналом, IT, финансам и бухгалтерии.

В среднем по Самаре прирост заработных плат составил 16,5% без учета инфляции, говорится в исследовании. Оно проводилось среди 37 российских и иностранных компаний различных секторов бизнеса, работающих в Самаре, проанализировано более 90 позиций за полугодие с октября 2007 г. по апрель 2008 г. Заработная плата в Самаре, на которую может претендовать молодой специалист с опытом работы, — 15 000-20 000 руб., без опыта — 10 000-15 000 руб.

В Москве зарплаты росли быстрее — 17,7%. Причем средняя зарплата самарцев составляет 56% от московской. Для сравнения: в Екатеринбурге зарплаты равны 62% от московских, в Нижнем Новгороде — 55%, в Новосибирске — 52%. Правда, в 48% самарских компаний существуют системы премирования, а в Москве этот показатель существенно ниже — 32%. По данным Самарстата, инфляция в Самарской области за октябрь 2007 г. — апрель 2008 г. составила 11,4% (в целом по России — 10,2%).

Количество предложений на одного кандидата в Самаре и Москве одинаково — по 3-5, говорит менеджер по развитию услуг самарского офиса «Анкор» Ольга Старикова. Это связано с активным развитием бизнеса в Самаре, поясняет она. По данным министерства экономического развития Самарской области, инвестиции в основной капитал в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличились на 25% до 97,8 млрд руб.

Наиболее востребованы в Самаре специалисты по маркетингу и PR, логистике, управлению персоналом, IT, финансам и бухгалтерии, продолжает Старикова, их зарплаты и росли быстрее. Более всех увеличилась зарплата менеджеров по маркетингу и PR, которая, по данным руководителя отдела маркетинга Senat Consulting Services Александра Федотова, сейчас в среднем 24 000 руб. в месяц. На втором месте — специалисты отделов по работе с персоналом (36 000 руб.). Самарские компании сейчас конкурируют на рынке не только товаров и услуг, но и высококлассных сотрудников, говорит директор по развитию бизнеса самарского агентства по подбору персонала Ultra-Staff Алексей Захаров. Качественных специалистов катастрофически не хватает.
За последние пять лет Первый объединенный банк увеличил штат почти в пять раз до 800 человек, рассказал старший вице-президент банка Денис Хадеев. В 2007 г. зарплата сотрудников выросла примерно на 13-14%. А работники самарского филиала Росбанка за год стали получать на 20% больше, штат увеличился на 30%, говорит директор филиала Александр Шевяков.

Не хватает специалистов и на телекоммуникационном рынке. В 2007 г. в Самарскую область пришли, в частности, Orange Business Services и «Комстар», усилили присутствие «Совинтел», «Голден телеком», «Энфорта», «Старт телеком» и «Аист». В компании «Опти-телеком» штат с начала 2007 г. вырос на 30%, зарплата — на 15%, сообщил директор компании Игорь Наливайко. В самарском филиале «Телефон.ру» оклады сотрудников увеличились в среднем на 38%, а штат — на 23%, рассказала директор по персоналу Татьяна Тимофеева. За год количество работников коммуникативного агентства «Кэшэлот» увеличилось практически в два раза, а зарплаты — на 30-40%, говорит исполнительный директор агентства Диана Вишневская.

Для удержания и привлечения новых сотрудников, компании активно внедряют социальные программы. Наиболее популярной льготой остается компенсация сотрудникам мобильной связи — ее применяют более 90% компаний, продолжает Старикова. 70% предоставляют автомобиль или компенсируют затраты на него, 60% оплачивают полис добровольного медицинского страхования, 38% — питание. А в инвестиционно-строительной компании «Волга-групп», например, помимо этого сотрудникам оплачивают отдых, оказывают материальную помощь в случае рождения ребенка, рассказал председатель правления компании Петр Сивожелезов.

В 2008 г. самарские зарплаты будут расти прежними темпами, полагает Захаров из Ultra-Staff. В лидерах останутся сфера продаж, IT и телекоммуникации и финансовый сектор — эти направления развиваются наиболее активно, говорит он. В то же время развитие бизнеса требует подбора квалифицированных кадров и грамотной рекламы компаний, поэтому зарплаты в сфере маркетинга, PR и HR также подрастут больше средних по рынку, считает Захаров.