Экономическое и бизнес-образование. Практическая ценность MBA

МВА (Master of Business Administration – Мастер делового администрирования) – программа постдипломного образования, в рамках которой осуществляетсяподготовка менеджеров общего профиля. Ключевым элементом обучения является его универсальность: выпускники программ МВА могут управлять бизнесом в самых разных отраслях – легкой или тяжелой промышленности, производстве или сфере услуг.Программа дает базовые знания по маркетингу, менеджменту, развитию бизнеса, финансам, бухгалтерскому учету, управлению человеческими ресурсами и другим дисциплинам. Также она объясняет, как происходит взаимодействие между различными областями бизнеса.

История российского бизнес-образования насчитывает около 20 лет. Сегодня в России работают более 60 бизнес-школ, большинство из которых располагаются в Москве и Санкт-Петербурге. Общий объем рынка бизнес-образования в Москве и Санкт-Петербурге в денежном выражении – 1 млрд 290 млн руб. Московский рынок составляет 1 млрд 80 млн руб., Санкт-Петербургский – 210 млн руб.

По разным оценкам, в год в России получают степень МВА около 5 тысяч человек. На программы МВА поступают кандидаты, уже имеющие высшее образование, как правило – несколько лет опыта работы на руководящих позициях и желающие продолжать карьеру в сфере менеджмента. 68% слушателей программ MBA в России – мужчины, 32% – женщины. Средний возраст составляет около 30 лет.

9% слушателей программ MBA занимают должности специалистов, 35% – менеджеры среднего звена, 40% – менеджеры высшего звена, 15% – владельцы компаний. Так как бизнес-образование в России проходит в основном по модульной или вечерней форме, позволяющим совмещать учебу с работой, лишь 1% слушателей программ MBA временно не работают.

Лишь 3% слушателей имеют опыт работы менее трех лет, 14% обладают опытом 4–6 лет, 25% – 7–10 лет, 28% – 11–15 лет, 20% – 16–20 лет и 4% – 21–25 лет. У 6% отсутствует стаж руководящей работы, 28% имеют стаж руководящей работы менее 4 лет, 23% – 4–6 лет, 29% – 7–10 лет, 10% – 11–15 лет, 3% – 16–20 лет.

Основными ожиданиями от бизнес-образования являются получение новых знаний (82% слушателей), систематизация уже имеющихся (67%), развитие карьеры (56%). Среди прочих целей респонденты отмечали увеличение дохода (41%), приобретение полезных связей (38%), решение конкретных проблем бизнеса (34%), возможность сменить сферу деятельности (19%).

Ожидания респондентов от программы MBA

25% слушателей программ MBA полагают, что обучение в полной мере стоит тех денег, которые они заплатили, и еще 62% полагают, что в целом стоит. Ожидания по поводу увеличения дохода реализуются у 43% респондентов, 37% отметили, что их ожидания пока не реализуются, и 20% затруднились ответить на этот вопрос. При этом 9% слушателей ожидают, что через год после получения MBA их доходы вырастут более чем в два раза, 7% ожидают увеличения доходов на 50%, столько же – на 51–75%, наибольшее число респондентов (32%) ожидают роста доходов на 25-50%, 20% – ожидают роста не более чем на 25%, 4% полагают, что через год после получения MBA их доходы останутся неизменными, и 21% затруднились ответить на данный вопрос.

В какой мере реализуются ожидания увеличения дохода слушателей?

Несмотря на то что ключевым фактором получения MBA слушатели считают получение новых знаний, 68% отмечают особую роль международной аккредитации бизнес-школы. Большинство аргументов связаны с карьерными ожиданиями, а именно:

-Преимущество при поиске работы
-Соответствие требованию работодателей
-Карьерный рост в своей компании
-Переход в более крупную компанию
-Развитие международной карьеры

59% признают бизнес-образование эффективным инструментом развития карьеры. Так ожидания карьерного роста в полной мере реализуются у 17% респондентов и в целом реализуются у 42%. О том, что их ожидания карьерного роста пока не реализовались, свидетельствуют ответы 21% респондентов и еще 20% затруднились ответить на данный вопрос.

63% респондентов стали менеджерами среднего звена еще в процессе обучения. 10% специалистов и 37% менеджеров среднего звена доросли до менеджеров высшего звена. 12% слушателей стали владельцами собственных компаний. В данном случае можно отметить, что данная тенденция отчасти является следствием сильной ориентированности на карьеру тех, кто получает MBA, однако влияние степени MBA на карьерный рост отрицать нельзя.

В какой мере реализуются ожидания карьерного роста слушателей?

В целом слушатели программ MBA довольны обучением в бизнес-школах. При этом:

Нравится в обучении
Приобретение практических навыков
Удобная форма обучения
Учебные материалы
Высококвалифицированные преподаватели
Индивидуальный подход
Получение новых знаний
Приобретение полезных связей
Повышение собственного статуса
Общение с единомышленниками
Емкость и лаконичность программы

Не нравится в обучении
Формализм
Недостаточность очных занятий
Недостаточность практических занятий
Неприменимость западных кейсов к российской специфике
Внесение корректив в расписание и программу по ходу обучения
Расхождение теории с практикой
Жесткий график, трудности совмещения с работой
Низкий уровень тьюторов

На сегодняшний день рынок бизнес-образования в России является относительно сформировавшимся. Отечественные школы получили общественное признание и успешно работают. Многие менеджеры имеют возможность повысить квалификацию и получить диплом МВА в России, не оставляя работу ни на один день. Существенно улучшилось и качество образовательных услуг в этой сфере. Правда, пространство для развития, безусловно, еще есть.