В последние несколько лет спрос на зарубежное образование в России неуклонно растет. Спектр программ образования за рубежом сегодня чрезвычайно разнообразен. Это и обучение в старших классах средней школы в течение года или нескольких лет, и летние курсы (в основном языковые), и образование в колледжах и университетах, предлагающих самые разные программы вплоть до МВА и Ph.D.
В связи с растущей популярностью западного образования компания Begin Group провела исследование, в рамках которого было опрошено 55 российских агентств по образованию за рубежом и 120 человек, интересующихся международным образованием. 35% агентств работают на рынке уже в течение 11–15 лет, еще 27% – от 6 до 10 лет. Отдельно стоит отметить 8% агентств, возраст которых превышает 15 лет.
В основном агентства отправляют за рубеж от 101 до 200 человек в год – таких показателей в течение прошлого года добились 27% компаний. Чуть меньше (22%) помогли 51–100 студентам и школьникам. 24% опрошенных компаний организовали обучение на Западе менее 50 человек. В то же время существует небольшая прослойка наиболее крупных и известных компаний (5%), которым в прошлом году удалось поработать более чем с 500 клиентами.
Традиционно больше интереса вызывают краткосрочные образовательные программы, среди которых постоянно высоким спросом пользуются летние программы по изучению языка. В среднем школьники и студенты едут за границу на срок около месяца. 39% из них проводят за рубежом 2–3 недели и еще 32% – 4–5 недель.
Великобритания по-прежнему остается самым распространенным местом образования студентов из России; туда отправляют клиентов 87% агентств. Немного отстает Швейцария – 84%. Кроме того, в первую пятерку входят Испания (75%), Франция и Ирландия (по 73%). Как ни странно, США занимают лишь 7-ю строчку в этом неформальном рейтинге.
Популярность страны обучения | ||
1 |
Великобритания |
87% |
2 |
Швейцария |
84% |
3 |
Испания |
75% |
4 |
Франция |
73% |
5 |
Ирландия |
73% |
6 |
Германия |
71% |
7 |
США |
65% |
8 |
Италия |
65% |
9 |
Мальта |
62% |
10 |
Канада |
62% |
11 |
Япония |
55% |
12 |
Новая Зеландия |
51% |
13 |
Бельгия |
45% |
14 |
Китай |
44% |
15 |
Австралия |
42% |
16 |
Латинская Америка |
27% |
17 |
Южная Африка |
25% |
18 |
Корея |
18% |
19 |
Таиланд |
8% |
20 |
Австрия |
5% |
21 |
Нидерланды |
4% |
22 |
Финляндия |
4% |
23 |
СНГ |
2% |
24 |
Португалия |
2% |
25 |
Норвегия |
2% |
26 |
Египет |
2% |
27 |
Швеция |
2% |
В ходе второй части исследования специалисты Begin Group опросили 120 человек для того, чтобы выяснить их отношение к агентствам по обучению за рубежом.
Возраст 39% респондентов – от 21 до 25 лет; это связано с тем, что в последнее время большую активность демонстрируют студенты последних курсов российских вузов, желающие получить постдипломное образование (postgraduate) за границей. 22% опрошенных немного младше – от 17 до 20 лет, а еще 19%, наоборот, старше – их возраст от 26 до 30 лет. 22% – неработающие студенты вузов, а 25% совмещают учебу с работой. Почти половина (48%) только работают.
Процент респондентов, пользующихся услугами агентств, достаточно высок – 26%. Еще 40% склоняются к тому, чтобы работать с агентством, а не организовывать зарубежное обучение самостоятельно. При этом 18% категорически не хотят обращаться в подобные компании, а еще 16% ответили, что они, скорее всего, также не будут прибегать к помощи агентств.
«К сожалению, многие люди, заинтересованные в получении зарубежного образования, не знают о существовании и смысле деятельности агентств по обучению за рубежом, – считает Екатерина Рекеда, руководитель проекта 1ABROAD компании Begin Group. – Эти компании предлагают профессиональные консультации по выбору образовательной программы, готовят студента к получению визы, помогают оформлять все документы, а также поддерживают постоянный контакт с обучающимся как в процессе обучения, так и после его завершения. Несмотря на нежелание многих людей обращаться к услугам агентств, как показывает практика, большинство студентов или родителей вынуждены в конце концов сделать это после неудачных попыток самостоятельной связи с предполагаемым местом обучения или сбора необходимых документов. Хотя основания для оптимизма все же есть: если сравнивать результаты исследований за несколько лет, то с каждым годом все большее количество людей узнают о существовании агентств и понимают все преимущества работы с ними».
Из тех, кто не желает обращаться к агентствам, 37% делают это по причине слишком высоких цен на их услуги. 39% уверены, что способны сами все организовать, а еще 22% просто не доверяют подобным компаниям.
24% респондентов планируют потратить на обучение до $5000, чуть больше людей (28%) готовы заплатить от $5000 до 10000. 13% опрошенных рассчитывают на сумму от $10000 до 15000, и еще 15% – от $15000 до 20000. Любопытно, что пятая часть респондентов (20%) вполне готовы потратить более $20000.
Средняя сумма, которую респонденты планируют выделить на обучение за рубежом, составляет $11450.