Влияние социально-профессионального статуса на выбор программ послевузовского образования

Исследование »Влияние социально-профессионального статуса на выбор программ послевузовского образования» было проведено в марте 2007 года специально к выставке »Образование для взрослых людей». Не секрет, что молодой специалист, недавно окончивший вуз, и состоявшийся профессионал, за плечами которого немалый опыт практической деятельности, возлагают на дополнительное образование разные задачи и разные надежды. Где учиться: в России или за границей? Какой вуз и какую специальность выбрать? Как готовиться к поступлению? Как оплачивать обучение? На эти вопросы ответили более 270 респондентов, заинтересованных в получении послевузовского образования.

Большинство из них (61%) – работающие специалисты. 24% – студенты, совмещающие работу и учебу, 9% – неработающие студенты и еще 6% – домохозяйки.

Исследование показало, что чаще всего задумываются о получении дополнительного образования люди 21-25 лет (47% респондентов). 23% опрошенных чуть старше – от 26 до 30 лет. Достаточно высок процент людей в возрасте 31–40 лет – 16%.

Среди всех опрошенных студентов 73% совмещают учебу с работой. 59% из них работают на позиции специалиста, 26% – линейные менеджеры, 11% – ассистенты.

Большинство из них работают меньше года – 63%, 26% имеют более внушительный опыт работы от 1 до 3 лет.

Среди опрошенных работающих специалистов ситуация другая: 54% трудятся от 1 до 3 лет, 21% – от 4 до 10 лет и лишь 18% имеют опыт менее года. Однако опыт управления людьми есть далеко не у каждого: 24% респондентов работают на руководящих должностях от 1 до 3 лет, 15% – менее года и 12% – от 4 до 10 лет. 42% работающих респондентов такого опыта не имеют.

Необычайно высок процент респондентов, работающих на ассистентских позициях, – 42%. Еще 15% – специалисты, 24% – линейные менеджеры и 12% – менеджеры среднего звена.

Среди студентов наиболее популярной причиной для получения дополнительного образования является развитие собственной карьеры – так ответили 67% из них. Очевидно, что первое высшее образование не дает достаточных знаний и навыков для полноценного профессионального развития. Поэтому студенты и стремятся восполнить пробелы в знаниях.

Среди работающих специалистов основной мотив – получение новых знаний, необходимых для профессионального роста, – этот пункт отметили 65% трудящихся респондентов. У неработающих домохозяек мотив тот же, но им нужны не точечные знания в какой-то области, а фактически полноценная специальность.

Все домохозяйки ориентированы на обучение только в России. Большинство студентов (61%), наоборот, стремятся продолжить образование на Западе. Работающие специалисты в большинстве своем (74%) также уезжать из России не собираются.

Наиболее популярной формой дополнительного образования среди всех групп респондентов остается второе высшее – его планируют получать 47% работающих специалистов, 44% студентов и 38% домохозяек. На втором месте по популярности идет МВА: 31% специалистов и 32% студентов, 25% домохозяек.
Стоить отметить, что 20% студентов планируют поступать в аспирантуру, а 15% специалистов интересуются профессиональными курсами.

Анализ данных исследований прошлых лет показал, что среди специальностей на протяжении долгого времени лидирует »менеджмент» – ее хотят получить 42% специалистов, 40% студентов и 55% домохозяек. Второе место занимает специальность »финансы» – ей интересуются 29% специалистов, 34% студентов и 37% домохозяек. Третьи по популярности – иностранные языки. Подучить язык планируют 10% специалистов, 24% студентов и 13% домохозяек. Немалый интерес вызывает »маркетинг», по этой специальности хотят обучаться 33% домохозяек, 19% специалистов и 20% студентов. Любопытно, что невысокое пятое место в этом рейтинге занимает юриспруденция.

»На протяжении того времени, пока мы проводим глубокие исследования и мониторинг рынка дополнительного образования, юриспруденция всегда находилась примерно на этой позиции, – говорит Анна Рубальская, руководитель отдела по работе с образовательными организациями компании Begin Group. – Самыми популярными уже долгое время остаются специальности условного финасово-менеджерского блока: это экономика, финансы, менеджмент, маркетинг. Точно так же стабилен спрос на специальности условного гуманитарно-творческого блока, такие как PR, дизайн, психология. С каждым годом они могут немного меняться местами, но в целом ситуация не сильно меняется».

Большинство опрошенных студентов (44%) планируют обучаться на дневной форме, двум другим категориям респондентов это вряд ли подходит. Для взрослых людей более актуальна вечерняя форма (55% специалистов и 50% домохозяек). Хотя и многие студенты готовы проводить вечера в учебных заведениях (42%). Среди специалистов и домохозяек также популярна модульная схема обучения (32 и 37% соответственно).
Вопрос оплаты обучения подавляющее число респондентов планируют решать самостоятельно. Полностью оплачивать дополнительное образование из своего кармана готовы 73% студентов, 68% специалистов и 88% домохозяек. Набирают популярность образовательные кредиты – их планируют взять 15% работающих специалистов, 11% студентов и 12% домохозяек.

Интересно, что наибольшую сумму за обучение готовы отдать студенты. Связано это с тем, что в большинстве случаев в том или ином объеме расходы компенсируют родители. Средняя сумма, которую студент планирует потратить на дополнительное образование, составляет $6215 в год. При этом работающие студенты рассчитывают на сумму в среднем $9090, а неработающие – $5415.
Работающие респонденты настроены скромнее и в среднем готовы отдавать за обучение ежегодно $4516. Домохозяйки же следуют средним ценам на дополнительное образование в российских вузах и рассчитывают на сумму $2170.