Обзор рынка труда и заработных плат Южного Урала

Одним из самых важных условий роста, расширения и выхода компании на новые рынки является наличие в ее штате квалифицированных сотрудников. Именно персонал определяет сегодня развитие любой бизнес-структуры. Поэтому профессионалы становятся все более востребованными с каждым годом. А для успешного поиска специалистов, руководителям компаний необходимо хорошо ориентироваться в процессах, происходящих на рынке труда. Так каких же специалистов сегодня может предложить работодателю челябинский рынок труда, какие специалисты востребованы на этом рынке, и каковы заработные платы каждого из них? Вопросов возникает много. Ответим на каждый из них по порядку.

Начнем с того, что разобьем для удобства рынок труда на четыре сектора: сектор промышленности и строительства; сектор сервиса; сектор производства и продаж продуктов питания и сектор производства и продаж товаров народного потребления. В каждом из обозначенных секторов спрос на специалистов различен. Поэтому такое разделение по секторам поможет более точно отразить происходившие в 2004 году на рынке труда процессы и проанализировать их причины.

На протяжении всего прошедшего года максимальным спросом у работодателей по-прежнему пользовались специалисты по продажам, обеспечивающие живой приток денег, в том числе и региональные представители, в чьи обязанности входит продвижение продукции компании на местном и развитие дистрибуции.

«Опыт работы нашего агентства показывает, что требования к результативности таких специалистов постоянно повышаются, — отмечает исполнительный директор рекрутингового агентства «Тирс» Екатерина Иванова. — Практически у каждой компании сегодня возникает необходимость в эффективных профессионалах, имеющих практический опыт продаж. И такая ситуация характерна для каждого сектора рынка. Найти сегодня опытного менеджера по продажам так же сложно, как иголку в стоге сена. Ведь успешный менеджер всегда метит выше и часто добивается-таки своего — делает карьеру. А работодателям снова и снова приходится довольствоваться малоопытными «продавцами», в обучение которых необходимо вкладывать деньги».

Вторая черта, характерная для каждого из четырех секторов рынка — потребность в руководителях высшего звена. Причем возникает она как у российских, так и у западных компаний, представленных на Южном Урале. Все больше российских компаний стремится внедрить долгосрочное планирование и сформировать системный подход к управлению бизнесом.

Для западных компаний топ-менеджеры важны, в первую очередь, как гарант обеспечения реализации правильной стратегии развития на местном рынке. Они же выстраивают долгосрочные отношения с административными структурами региона.

Но если поиск менеджеров по продажам и топ-менеджеров в Челябинске сложен, то такими специалистами как юрисконсульты и бухгалтеры рынок изобилует. Поэтому зарплаты их стабильны. Что касается юрисконсультов, ситуацию с ними можно кратко охарактеризовать как «кризис перепроизводства». Причем это именно тот случай, когда количество не переходит в качество.

«У челябинских юристов попросту нет возможности профессионального роста, — объясняет Екатерина Иванова. — Их ежедневная профессиональная практика часто ограничивается составлением и сопровождением договоров. А в этих условиях о профессиональном росте говорить не приходится».

За прошедший год на рынке труда наметилось три тенденции. Во-первых, повышаются требования соискателей к предоставляемым работодателем социальным гарантиям. Все большее значение за последний год работники стали придавать нематериальным стимулам, таким как возможности обучения и профессионального развития в компании, наличию стратегии деятельности и чёткой структуры предприятия, корпоративной культуре. Если еще два-три года назад людей волновал вопрос, вовремя ли и в полном ли размере на предприятии выплачиваются деньги, то в настоящее время их интересует, насколько прозрачна структура заработной платы. Вторая тенденция, виновником появления которой стал 2004 год — увеличение количества рекрутинговых агентств и повышение спроса на их услуги. Компании все чаще обращаются в рекрутинговые агентства или берут в штат внутренних рекрутеров, сокращая тем самым временные и финансовые издержки на подбор персонала. В-третьих, за прошедший год челябинский рынок труда начал приходить в состояние стабильности. Наблюдавшаяся в прежние годы «текучка кадров» уменьшается.

Таковы общие тенденции, характерные для всех секторов рынка труда в 2004 году. Посмотрим теперь, что же происходило в каждом отдельном секторе.

Спрос на специалистов в секторе промышленности и строительства на протяжении всего года оставался самым высоким среди остальных.

«Наиболее востребованными в секторе в 2004 году, исключая менеджеров по продажам, были квалифицированные сотрудники инженерно-технических специальностей, — говорит исполнительный директор рекрутингового агентства «Финансы и Кадры» Анастасия Коваленко. — При этом спросом пользовались специалисты самых разных должностных уровней, начиная с технологов и заканчивая главными инженерами и техническими руководителями».

По мнению исполнительного директора рекрутингового «Агентства «Бизнес и Кадры» Натальи Серебряковой, спрос на таких специалистов с каждым годом будет лишь расти. Обусловлено это старением квалифицированных сотрудников крупных промышленных предприятий (в прошлые годы этим сотрудникам не было подготовлено достойной замены) и недостатком «свободных» высококлассных специалистов на рынке труда. Поэтому сегодня отчетливо проявляется тенденция привлечения на предприятия молодых специалистов с профильным образованием. Таким образом, предприятия готовят кадровый резерв, предвидя нехватку специалистов в будущем.

Слова Натальи Серебряковой подтверждает и подготовленный администрацией Челябинска «Прогноз социально-экономического развития города на 2005 год». В нем говорится, что «на состояние рынка труда окажет влияние повышение возрастного состава высококвалифицированных кадров, а также сокращение объемов профессионально-технической подготовки этих кадров на производстве»

В связи с динамичным развитием на протяжении всего 2004 года строительной отрасли Челябинска, все большим спросом стали пользоваться грамотные специалисты-строители, особенно руководители среднего и высшего звеньев. От этих специалистов сегодня требуется не только знание технологий строительства, но и развитые управленческие навыки.

В секторе сервиса жесткая конкуренция между компаниями создала спрос на директоров по персоналу, квалифицированных специалистов по маркетингу, брендингу и PR-технологиям. То есть востребованными стали те специалисты, чья работа призвана укрепить положение компании на рынке.

Появление в 2004 году в столице Южного Урала множества салонов красоты и парикмахерских потребовало от рынка труда большого количества высококвалифицированных специалистов этой области. На протяжении всего года в городе интенсивно развивалась индустрия развлечений, гостиничный и ресторанный бизнес. Были открыты новые развлекательные комплексы («Мегаполис»), кинотеатры («Победа») и гостиницы (новая «Славянка»). Последствия описанных процессов не заставили себя ждать. Быстро повысился спрос на шеф-поваров (в том числе и иностранных) и специалистов из области гостиничного менеджмента.

Как и в любом другом секторе, в секторе сервиса наблюдается высокий спрос на менеджеров по продаже услуг.

Развитие банковской сферы, открытие в области представительств национальных и международных банков дает право прогнозировать в будущем увеличение спроса на квалифицированных финансовых работников и рост уровня их заработных плат.

Сектор производства и продажи продуктов питания основной импульс развития получил несколько лет назад за счет прихода на рынок таких игроков розничной торговли как «Пятерочка», «Дикси» и развития местных сетей «Молния» и «Незабудка». Наметившееся тогда развитие конкурентной среды не прекратилось. Последним подтверждением этого стал приход в 2004 году в Челябинск сети универсамов «Патерсон».

«Насыщение рынка ритейла вылилось в проблему нехватки целого ряда специалистов, — комментирует Наталья Серебрякова. — Именно поэтому востребованы сегодня как управленцы, способные выстроить оптимальную систему организации поставок, хранения и реализации продуктов питания, так и эффективные исполнители, составляющие базис для успешной работы любой компании. Высококонкурентная ситуация, сложившаяся в этом секторе, способствует возникновению дефицита управленцев и способствует повышению уровня их заработных плат. Кроме того, в 2004 году резко увеличилась потребность в логистах, менеджерах по закупу, управляющих складским хозяйством. Меньшими темпами, но также наблюдается рост уровня заработных плат рядовых специалистов этого сектора, таких как продавцы-консультанты и работники склада».

В прошедшем году Уральский регион по-прежнему оставался открытым для производителей продуктов питания и крупных дистрибьюторских компаний. Это способствовало сохранению благоприятного микроклимата для входа на рынок новых игроков (как производителей, так и оптовых компаний) и высокого спроса на региональных и торговых представителей.

Менее динамично на протяжении прошедшего года развивался сектор товаров народного потребления. Обусловлено это недостаточно высокой покупательской способностью населения области. Слабо, но относительно стабильно рос и продолжает расти спрос на специалистов, чья деятельность связана с розничной продажей одежды и обуви высокого ценового сегмента. Но подъем этот имеет неместное происхождение: по большей части в этом сегменте сектора представлены иногородние компании. На протяжении всего 2004 года активно рос спрос на администраторов торговых залов и продавцов-консультантов из сфер книготорговли, торговли канцелярскими товарами, мебели, бытовой и оргтехники.

Такова общая картина, отражающая процессы, происходившие в 2004 году на рынке труда Южного Урала.

Смотреть таблицы

е-журнал по маркетингу www.4p.ru