Сравнительный анализ социологических данных по программам последипломного образования слушателей ИБДА (магистры и МВА) и слушателей некоторых школ бизнеса США и Западной Европы

Сегодня на российском рынке бизнес-образования есть отечественные, зарубежные и совместные учебные программы. С сожалением необходимо констатировать, что присутствующие западные университеты представляют собой второй, а то и третий эшелон (согласно различным национальным и международным рейтингам) зарубежных образовательных учреждений. Это связано и с особенностями нашего образовательного законодательства, и с необходимостью существенного изменения, корректировки и адаптации их учебных программ, и, наконец, с общеэкономическим риском такого продвижения. Намного удобнее работать в индивидуальном порядке с наиболее одаренными и платежеспособными потенциальными слушателями, приглашая их на учебу к себе.

Данная система успешно работает уже несколько лет. Более того, существует даже механизм финансовой поддержки неплатежеспособных абитуриентов (голландский банк ABN AMRO выдает образовательный кредит для учебы в нескольких европейских школах бизнеса). Конечно, существенным ограничением в данном процессе является языковой барьер, но данная проблема из года в год резко теряет свою значимость.

Относительным решением проблемы являются совместные образовательные проекты. Заманчиво получить западный диплом не выезжая из России. Преподавание на таких программах, обычно, ведется на двух языках, что значительно увеличивает клиентскую базу. Более того, подготовительный процесс для реализации такой программы занимает много времени. Это связано с необходимостью согласования учебных планов, а по сути создание нового учебного плана, учитывающего российские реалии.

О том, насколько проблема актуальна для слушателей российских школ бизнеса показывают результаты анкетирования слушателей программ последипломного образования ИБДА.

Всем был задан вопрос: «Считаете ли Вы, что программа МВА должна быть разработана и должна проводиться совместно с зарубежной школой бизнеса?»

Ответы распределились в следующей пропорции:

  1. Да, это очень существенный момент при выборе программы — 75%
  2. Это интересно только с точки зрения получения зарубежного диплома — 11%
  3. Программа МВА должна быть чисто российской — 14%

Представляется, что наиболее перспективным решением обозначенной проблемы является дальнейшее развитие отечественных программ. Необходимо стремиться максимально приблизить их к лучшим зарубежным программам, сохранив при этом российские преимущества. Одним из путей такого продвижения является международная аккредитация наших программ, что позволит частично нивелировать отсутствие взаимной валидации выдаваемых дипломов.

Базовое образование слушателей программ

Автор: А.Г.Сеферян, заместитель декана факультета стратегического управления ИБДА АНХ, руководитель программы МВА