Наш, более чем десятилетний опыт работы на рынке бизнес образования позволяет составить социологический портрет слушателей программ последипломного образования. Были проанализированы статистические данные по слушателям долгосрочных и среднесрочных программ (свыше 500 человек) за последние пять лет, имея в виду, что набор на программы проводится дважды в год.
У многих из наших слушателей уже имеются престижные вузовские дипломы. Они являются специалистами в самых разных областях. Вместе с тем, устойчиво постоянно за весь исследуемый период, количество слушателей с базовым техническим образованием составляет свыше половины из общего списка поступивших на программу.
Возрастные интервалы слушателей магистерской программы существенно изменились за анализируемый период. Если в 1999 году основная возрастная группа слушателей была в интервале 25 — 35 лет, то тенденции последних наборов свидетельствуют о существенном смещении среднего возраста слушателей в сторону его увеличения.
Следствием увеличения возраста слушателей является возрастание общего трудового стажа. Они обладают опытом хозяйственной и руководящей работы. Многие из них являются высшими руководителями крупных и средних компаний, работающих в различных отраслях народного хозяйства России. И — что не менее важно — их всех отличает природная деловая сметка.
Трудовой стаж слушателей последипломных программ (%)
Стаж | Осень 1999 | Весна 2000 | Осень 2000 | Весна 2001 | Средний |
---|---|---|---|---|---|
До 2 лет | 8 | 1 | 5 | — | 4 |
2 – 5 лет | 18 | 18 | 13 | 15 | 16 |
5 – 8 лет | 30 | 32 | 22 | 26 | 28 |
8 – 10 лет | 14 | 20 | 11 | 12 | 14 |
Более 10 лет | 30 | 26 | 49 | 47 | 38 |
И все же эти люди идут учиться на бизнес программы по менеджменту, маркетингу, финансам!
Российское или западное образование?
С момента возрождения бизнес образования в России данный вопрос постоянно находится в центре внимания как потенциальных слушателей, так и руководителей бизнес школ. Однозначного ответа на него не существует. Более того, в разные годы, в зависимости от текущей политической и экономической ситуации в стране маятник общественного мнения склонялся то в одну, то в другую сторону. Если попытаться максимально объективно посмотреть на данную проблему, то можно выделить устойчивый ряд вопросов, на которые необходимо дать ответ.
Вопрос первый: Зачем нам западное образование? Ответ на данный вопрос является, во многом основополагающим. Существенную роль здесь играет наш национальный менталитет. Нам кажется что все зарубежное (в том числе образование) — это залог высшего качества. Магия имен западных учебных заведений (Harvard, Wharton, London School of Economics и т.д.), а также заработки выпускников этих школ (свыше 100 тысяч долларов в год) являются лучшей рекламой и прочно осели в сознании потенциальных слушателей. Вместе с тем, рассматривая данную проблему необходимо поставить перед собой вопрос о цели получения такого образования. Насколько наличие престижного западного диплома будет способствовать вашему профессиональному и карьерному росту в России. Отсюда возникает следующий вопрос.
Вопрос второй: Каково качество западного образования? Многолетний опыт и традиции бизнес образования на Западе сформировали определенные и устойчивые стандарты учебного процесса. Они ориентированы на их национальные экономические, политические и культурные ценности. Они являются реальным отражением сложившейся социально — экономической ситуации в этих странах. Любая образовательная деятельность ведется исходя из этих целевых установок. Весь учебный процесс строится на подготовке профессиональных менеджеров для своих компаний. В основном, оно узконаправленное и предельно специализированное. Профессиональное «натаскивание» будущего менеджера в определенной области считается вполне устоявшейся традицией. Общая ситуация в России резко отличается от развитых стран Запада.
Вопрос третий: Насколько мы восприимчивы к западному образованию? Не секрет, что учебный процесс и образовательные традиции в наших странах существенно отличаются. В любой западной школе бизнеса или университете учебная нагрузка почти пропорционально делится между аудиторной и самостоятельной работой. Причем, роль самостоятельной индивидуальной нагрузки повышается по мере приближения окончания программы. Огромное место в учебном процессе отводится различным дискуссиям, разборам конкретных ситуаций, подготовке проектов и т.д. Западный слушатель ментально готов к такой структуре учебных занятий. Российские (советские) образовательные традиции существенно отличаются от этих стандартов. Мы более привычны к аудиторным занятиям, к тому, что преподаватель подробно и последовательно излагает материал и лишь периодически обращается к различным формам обратной связи со слушателями (в форме семинаров, тестов и экзаменов). Сподвигнуть слушателей бизнес программ на самостоятельную работу вне аудитории очень трудно. Во многом, именно поэтому западный метод «кейс — стадиз» трудно приживается в России.
Вопрос четвертый: Какова целевая аудитория бизнес образования? На Западе сложилась четкая иерархия последипломного образования. По завершении университета следующей ступенью является МВА (Junior), а затем Executive MBA. Исходя из этой структуры и складывается целевая аудитория слушателей данных программ. Они отличаются по возрасту, опыту работы и своим карьерным устремлениям. Ситуация в России частично схожа с этой структурой, но у нас существуют значительные различия.
Во-первых, у нас традиционно пользуются большим авторитетом программы второго высшего образования дающие государственный диплом соответствующего образца. Данный диплом является очень значимым документом на рынке труда. Во-вторых, полноценные программы МВА получили официальный статус лишь в конце 1999 года, но в форме дополнительного ( к высшему) образования, что значительно снижает их вес. В — третьих, программы Executive MBA еще не имеют широкого распространения и, в основном, являются франшизой западных университетов. Исходя из приведенной структуры, социологический портрет наших слушателей серьезно отличается от западных.
Автор: А.Г.Сеферян, заместитель декана факультета стратегического управления ИБДА АНХ, руководитель программы МВА
Сравнительный анализ социологических данных по программам последипломного образования слушателей ИБДА (магистры и МВА) и слушателей некоторых школ бизнеса США и Западной Европы
Совместные MBA-программы российских Бизнес-школ
Социальный портрет российского менеджера
Средний класс и пути получения начальной управленческой подготовки