Анализ рынка краткосрочного бизнес-образования в Московском регионе

Исследование рынка краткосрочного бизнес-образования было проведено в феврале 2005 года совместно информационным проектом HRM (компания Begin Group) и RBC.seminars

Содержание:

Часть 1. Описание исследования

Исследование рынка краткосрочного бизнес-образования было проведено в феврале 2005 года совместно информационным проектом HRM (компания Begin Group) и RBC.seminars.

Целью исследования являлось получение на основании анализа собранных данных обобщенной картины рынка краткосрочного бизнес-образования в Московском регионе.

Сбор первичных данных проводился методом телефонного опроса как поставщиков, так и потребителей услуг бизнес-образования.

В исследовании была применена случайная выборка.

В выборочную совокупность поставщиков тренинговых услуг вошли 54 тренинговые компании. Генеральную совокупность составили все ведущие компании, предоставляющие услуги по проведению бизнес-тренингов и семинаров в Московском регионе (вне зависимости от того, где расположен головной офис компании).

Выборочная совокупность потребителей тренинговых услуг составила 100 компаний. Методика исследования (случайная выборка из 12000 компаний) позволила обобщить полученные результаты на все компании Московского региона.

Часть 2. Анализ предложения на рынке краткосрочного бизнес-образования (опрос сотрудников тренинговых компаний)

2.1. Портрет провайдера тренинговых услуг

2.1.1. Типы тренинговых компаний

По организации своей деятельности было выделено три типа компаний: компании полного сервиса, компании смешанного типа и компании-провайдеры.

Компании полного сервиса — это компании, которые для проведения тренингов не привлекают внешних тренеров. Организации смешанного типа для обслуживания клиентов используют как тренеров, состоящих в штате компании, так и свободных тренеров. Компании-провайдеры строят свою деятельность исключительно на обеспечении сотрудничества фрилансеров и заказчиков тренингов.


Диаграмма 1

На рынке тренинговых компаний Московского региона наиболее часто встречающимися являются фирмы смешанного типа. Их доля от общего числа компаний составила 62%. Компании-провайдеры и компании полного сервиса составили 18% и 20% соответственно.

2.1.2. Продолжительность работы компании на рынке

По продолжительности работы тренинговые компании очень разнородны.

Пики активности в создании тренинговых компаний приходятся на 2003, 2001 и 1997 годы. Доля фирм (от общего числа компаний), появившихся в эти годы, составила 15%, 13% и 12% соответственно (от общего числа).


Диаграмма 2

2.1.3. Деятельность компании в регионах

Основным рынком реализации тренинговых программ для исследуемых компаний является Москва. По региональной политике все компании можно разделить на 4 группы. В первую группу входят компании, не имеющие филиалов (офисов) в регионах (59%). Ко второй группе относятся компании, имеющие филиалы только в Санкт-Петербурге (2%). Третью, достаточно многочисленную группу составляют тренинговые компании, которые создали филиалы в регионах (исключая Санкт-Петербург). Доля таких компаний — 31%. И только 8% работают и в Санкт-Петербурге, и в регионах.

2.1.4. Процент бизнес-тренингов в деятельности компании

Компании в своем продуктовом портфеле кроме тренинговых программ имеют и другие услуги: консультирование и рекрутинг. В исследовании организациям, предоставляющим тренинговые услуги, предлагалось оценить соотношение всех видов деятельности в общем доходе компании. Выяснилось, что от 70% до 100% дохода тренинги приносят компаниям в 37% случаев. На рынке тренинговых услуг имеются компании, для которых деятельность по проведению тренингов не является основной. Доля компаний, чей доход от проведения тренингов не превышает 40%, составила 20%.

Примерно 69% от общего числа тренинговых компаний предоставляют услуги консультирования и 19% — рекрутинга.

Соотношение этих видов в деятельности компаний изменилось за последние два года (такой вывод сделали 54% респондентов). 16% компаний заявили об увеличении доли консалтинга в доходе компании. Примерно 11% отметили повышение доли тренингов в их общем доходе.


Диаграмма 3

2.1.5. Наличие дилеров

Только 30% компаний, занимающихся продажей тренингов, пользуются услугами дилеров. У этих организаций процент продаж, осуществляемый через партнеров-дилеров составил 10% (отметили 75% респондентов).


Диаграмма 4

2.1.6. Количество штатных тренеров

Большая доля компаний (40%), предоставляющих тренинговые услуги, имеет в своем штате 1-3 тренеров. На втором месте находятся компании, в штат которых входят 4-5 тренеров (28%). Третье место занимают организации, в которых работают 8 и более собственных тренеров (20% от общего числа компаний). Hа последнем месте стоят организации, имеющие в своем штате 6-7 тренеров (12%).


Диаграмма 5

2.1.7. Количество внештатных (привлеченных) тренеров

Наиболее многочисленной группой на рынке провайдеров тренинговых услуг в Московском регионе являются компании, которые для своей деятельности привлекают 15 и более фрилансеров (36%).

Компании, которые прибегают к помощи всего нескольких свободных тренеров (1-3), составляют 25% от общего числа тренинговых организаций на рынке.


Диаграмма 6

2.1.8. Реклама (деловая пресса, специализированная пресса, Интернет, прямые рассылки, наружная реклама)

Интересные результаты были получены при анализе способов продвижения компаниями своих услуг. Было выявлено, что популярным каналом продвижения тренинговых программ является Интернет. О его использовании заявили 72% респондентов. Прямые рассылки упомянули 63% опрошенных.

Примерно одинаковой популярностью пользуются «реклама в деловой прессе» и «реклама в специализированной прессе». Такие виды рекламы были названы в 54% и 59% случаев.

Наружная реклама в тренинговом бизнесе является менее популярной (14%).

2.2. Анализ предложения тренинговых услуг

2.2.1. Типы проводимых тренингов

Компании, занимающиеся тренинговыми услугами, предоставляют тренинги по общему менеджменту, рекламе и PR, продажам, формированию команды, проведению переговоров и многому другому. Более 67% компаний заявили о том, что они в своем продуктовом портфеле имеют тренинги по переговорам. На рынке тренинговых услуг отмечается большое предложение тренингов по «общему менеджменту» (62% компаний готовы предоставить тренинги такого рода). Велико число компаний, включивших в свою программу тренинги по продажам (65% компаний). Что касается тренингов по формированию команды, то только 13% организаций готовы предоставить такую услугу.

2.2.2. Количество корпоративных и открытых тренингов, проведенных в 2004 году

Для понимания ситуации на рынке тренинговых услуг исключительно важно иметь информацию о количестве открытых и корпоративных тренингов, проведенных компаниями за год. Большая часть компаний (44%) провела 1-20 корпоративных тренингов в 2004 году. Доля компаний, которым удалось организовать 20-50 корпоративных тренингов, была достаточно велика — 28%. 18% компаний провели в этом году 50-100 корпоративных тренингов. И 10% компаний организовали более 100 корпоративных тренингов. В отличие от корпоративного тренинга, открытый тренинг — это менее масштабное мероприятие, которое длится 1-2 дня.

Большая доля компаний провели в этом году 20-50 открытых тренингов (35%). 29% тренинговых компаний — до 20 открытых тренингов. 50-100 тренингов удалось организовать 23% компаний.


Диаграмма 7

2.2.3. Стоимость корпоративных тренингов


Диаграмма 8

2.2.4. Стоимость открытых тренингов


Диаграмма 9

 

 

Часть 3. Анализ спроса на рынке краткосрочного бизнес-образования (опрос HR-директоров)

3.1. Портрет потребителя

3.1.1. Сферы деятельности компаний

В исследовании были опрошены компании нескольких сфер деятельности. Наиболее многочисленными группами, представленными в анализе, являлись: строительство (26%), производство (14%), консалтинг (13%), финансы (12%) и др. Среди респондентов также были представители других сфер деятельности: рекламы (3%) и фармацевтики (3%).

Содержание

3.1.2. Размер компаний

Компании, принявшие участие в исследовании, можно разделить на три группы. К компаниям малого бизнеса относятся фирмы, численность персонала которых не превышает 100 сотрудников. Средний бизнес т это компании, где работают от 100 до 1000 человек. Крупный бизнес — компании, где работают более 1000 сотрудников. В исследовании доля крупного бизнеса составила 31%, среднего т 49%. 20% изученных компаний относились к малому бизнесу.


Диаграмма 10

Содержание

3.2. Анализ спроса на услуги тренинговых компаний

3.2.1. Использование услуг тренинговых компаний

По результатам исследования, 69% организаций пользуются услугами тренинговых компаний.

Причем интенсивность сотрудничества с тренинговыми компаниями зависит в некоторой степени от размера бизнеса. 52% компаний малого бизнеса используют услуги тренинговых компаний. Доля компаний среднего и крупного бизнеса, сотрудничающих с тренинговыми организациями, равна 72% и 73% соответственно. Среди компаний, которые раньше пользовались услугами тренинговых организаций, но теперь отказались, больше всего компаний малого бизнеса (17%). Доля таких компаний в среднем и крупном бизнесе составила 5% и 4% соответственно.

3.2.2. Группы сотрудников, для которых проводится внешнее обучение

Чаще всего внешнее корпоративное обучение проводилось для топ-менеджеров (26%) и менеджеров среднего звена (23%). В меньшей степени фирмы склонны обучать узких специалистов и новых сотрудников (19% и 9% соответственно). 23% респондентов отметили, что их компания обучает «всех сотрудников в равной степени». Было установлено, что данный показатель практически не зависит от размера бизнеса.


Диаграмма 11

Содержание

3.2.3. Профессиональные группы, для которых проводится внешнее обучение

В настоящее время большинство компаний заказывают тренинги для менеджеров по продажам (37%) и финансовых специалистов (21%). Эта тенденция является общей и характерна для компаний разного типа.

Содержание

3.2.4. Число привлекаемых тренинговых компаний

Количество привлекаемых тренинговых компаний в большой степени зависит от размера компании. Небольшие компании численностью до 100 человек (малый бизнес) обычно сотрудничают с 1 тренинговой компанией (38%). 55% компаний среднего бизнеса работают с 1т2 компаниями, предоставляющими тренинговые услуги. Крупный бизнес в среднем использует услуги 5 компаний (35%).

Число привлекаемых компаний

Размер компании Число обычно привлекаемых компаний Процент от общего числа компаний данного размера
Малый бизнес 1 38%
Средний бизнес 1-2 55%
Крупный бизнес 5 35

Содержание

 

Часть 4. Соотношение спроса и предложения на рынке краткосрочного бизнес-образования

4.1. Спрос на программы краткосрочного бизнес-образования

Наибольшим спросом пользуются тренинги по продажам (20%). Наблюдается спрос на тренинги по финансам (он был отмечен в 16% случаев). Компании часто проводят тренинги по общему менеджменту и управлению персоналом (14% и 13% соответственно).


Диаграмма 12

4.2. Предложение программ краткосрочного бизнес-образования

Наиболее популярными программами, предлагаемыми тренинговыми компаниями, являются программы по продажам (16%) и общему менеджменту (15%). На рынке велико предложение тренингов по финансам (14%), управлению персоналом (14%) и развитию навыков переговоров (13%). Всего несколько компаний предлагают тренинги по командообразованию (3%) и IT (2%).


Диаграмма 13

Смотрите так же:

Рейтинг бизнес-школ