Топ-100 бизнес-школ по версии QS TopMBA: результаты исследования QS TopMBA

Введение

Очередное исследование компании QS TopMBA, специализирующейся на исследованиях и консалтинге в сфере МВА-образования, представляет собой рейтинг 100 наиболее востребованных работодателями бизнес-школ планеты. Мы публикуем краткое изложение результатов этого исследования, которое интересно, в первую очередь, благодаря тому, что в нем приняли участие только наниматели МВА-выпускников — рекрутеры и HR-менеджеры, работающие на международном рынке МВА-кадров.

Результаты исследования «Топ-100 бизнес-школ мира — 2004» («Global 100 Top Business Schools») говорят о том, что после нескольких лет депрессии, связанных с крахом dot.com’ов 2000 г., упадком сервисной индустрии и терактами 11 сентября 2001 г., сфера бизнес-образования восстанавливает утраченные позиции. Оживление мировой экономики влечет за собой рост спроса на выпускников МВА, увеличение их зарплат, расширение круга карьерных возможностей. Все это играет на руку индустрии МВА-образования от Бомбея до Буэнос-Айреса и от Бостона до Брюсселя.

Исследование QS-2004 содержит, по мнению его авторов, предельно точный список бизнес-школ, которые наиболее высоко котируются нанимателями и рекрутерами на международном уровне. Методология исследования такова, что в нем не участвовали рекрутеры, которые ведут найм исключительно «по месту жительства», не рассматривая кандидатов с международного рынка труда. Как признают авторы, это исключает из исследования некоторые весьма достойные бизнес-школы, которые в основном работают на нужды локальных рынков. Подчеркивается, что исследование ориентировано исключительно на мобильных и космополитичных нанимателей и соискателей. QS TopMBA полагает, что результаты исследования будут полезны как с точки зрения выбора бизнес-школы для обучения, так и с точки зрения найма выпускников той или иной программы МВА.

Основные выводы исследования

2004 г. стал годом, когда рынок МВА-образования и МВА-рекрутмента начал расти по всему миру после нескольких неблагоприятных лет. Традиционно сильные бизнес-школы еще более укрепили свои позиции, что связано с растущим спросом на их выпускников. Одновременно авторитетные университеты активно запускают новые программы, ориентированные на удовлетворение спроса со стороны рекрутеров.

Северная Америка. Здесь первыми по популярности, как и в прошлые годы, являются Harvard Business School и The Wharton School. Университет Duke продемонстрировал наилучшую динамику роста популярности: рекрутеры впервые поместили его в число лучших 10 бизнес-школ США. Другое открытие исследования 2004 г. — бизнес-школы Канады, такие как McGill, British Columbia, Queen’s Toronto, Western Ontario и York. Все они получили серьезную поддержку со стороны рекрутеров за пределами Канады, благодаря чему заняли высокие места в рейтинге QS.

Европа. INSEAD и London Business School (LBS) по-прежнему наиболее популярны среди рекрутеров. Прогрессируют университеты Испании, Германии и Швейцарии. Так, испанские IESE и Instituto de Empresa за последние годы совершили настоящий прорыв, прочно утвердившись в «европейской десятке» бизнес-школ. Многие молодые бизнес-школы (преимущественно, созданные при известных университетах) также демонстрируют большие успехи. Вслед за Оксфордом и Кембриджем, запустившими собственные МВА-программы сравнительно недавно, в рейтинге закрепились многие маститые университеты, такие как Mannheim, MIP Politecnico di Milano, Copenhagen, Stockholm School of Economics и HHL Leipzig. Эти университеты быстро набирают популярность: все они вошли в европейский топ-40 бизнес-школ в течение последних 3 лет. Впервые в рейтинге представлены два восточноевропейских университета: Warsaw School of Economics и Высшая школа бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова.

Азия и Тихоокеанский регион. Азиатские бизнес-школы играют все более заметную роль на мировом рынке МВА-образования. Этой тенденции способствует присутствие в Сингапуре кампуса французской INSEAD, а также превращение нескольких австралийских вузов в бизнес-школы международного класса. В предыдущий год мировой топ-100 бизнес-школ, составленный на основе мнения рекрутеров, включал в себя лишь 5 американских школ и 15 школ из Азии и Тихоокеанского региона (включая Австралию). В 2004 г. североамериканские вузы отвоевали ряд позиций, и их азиатские конкуренты заняли только 10 позиций из 100. Однако QS прогнозирует, что вскоре их число увеличится до 20 из 100.

Латинская Америка. В отношении Латинской Америки стабильными остаются как число опрошенных QS рекрутеров, так и число представленных в мировом топ-100 бизнес-школ. Однако IPADE потеснила EGADE Tec de Monterrey (обе школы базируются в Мексике) и стала наиболее востребованной среди рекрутеров бизнес-школой региона. Существенно улучшила свои позиции аргентинская IAE, а Fundacao Getulio Vargas (Бразилия) вновь опустилась в рейтинге, как и в прошлые годы. Спрос на выпускников латиноамериканских бизнес-школ со стороны компаний, базирующихся в других регионах, весьма ограничен.

Топ-10 бизнес-школ по версии QS Top MBA (по регионам)

  Северная Америка Европа Азия и Тихоокеанский регион Латинская Америка
1 Harvard INSEAD Melbourne Univ. IPADE
2 Wharton London Business School INSEAD (Singapore) EGADE
3 Duke University IESE National Univ. Of Singapore FGV
4 Columbia Business School IMD Hong Kong Univ. of Science & Technology Univ. of Sao Paulo
5 Chicago Graduate School of Business Instituto de Empresa AGSM Catholic Univ.
6 Kellog — Northwestern Univ. Said Business School — Oxford Univ. India Institutes of Management IAE
7 Sloan — MIT Cranfield School of Management Chinese Univ. of Hong Kong ITAM
8 Stanford Univ. Rotterdam School of Management MGSM IESA
9 Michigan Univ. SDA Bocconi CEIBS Sao Paolo — BSP
10 Yale HEC Univ. of Technology Sidney INCAE

Полные таблицы результатов исследования:

Табл. 1 Результаты исследования — Северная Америка

Табл. 2 Результаты исследования — Европа

Табл. 3 Результаты исследования — Азия и Тихоокеанский регион

Табл. 4 Результаты исследования — Латинская Америка

Пояснения к методологии и показателям исследования вы найдете в конце этой статьи.

Основные тенденции в МВА-рекрутменте

Глобализация. В 2004 г. Индия и Китай впервые заявили о себе как амбициозных игроках международного рынка МВА. Зарплаты в этих странах пока значительно ниже, чем в более развитых экономиках, однако все большее число выпускников МВА-программ выбирают работу в этих регионах, видя здесь огромные перспективы для роста и самореализации. Кроме того, на сцене появились новые игроки в лице бизнес-школ из Центральной и Восточной Европы, Германии, Испании, Австралии, Юго-Восточной Азии, ранее не фигурировавшие в списках наиболее востребованных работодателями бизнес-школ. По прогнозам QS, эта тенденция получит дальнейшее развитие и бизнес-школы и рекрутеры из этих регионов будут играть все более заметную роль на международном уровне.

Выравнивание зарплат. Репутация бизнес-школ, входящих в мировую элиту МВА (10-20 школ из Америки и столько же из Европы), остается очень высокой: их выпускники не нуждаются в представлении и востребованы практически во всех регионах мира. Однако высокие зарплаты, которых требуют эти выпускники, а также их ограниченное число заставляют многие небольшие фирмы обращаться в сторону сильных местных бизнес-школ. По мнению QS, уже сегодня в Канаде, Германии, России, Австралии, Китае и других странах немало сильных местных бизнес-школ, которые вскоре смогут оказать реальную конкуренцию признанным лидерам. Соответственно, произойдет постепенное выравнивание вознаграждений их выпускников и зарплат, которые платятся менеджерам с дипломами Гарварда или INSEAD.

Начало нового витка спроса на МВА-выпускников. Уровень спроса на МВА-выпускников в 2004 г. сравнялся с показателями 2000 г., что говорит о начале нового повышения. (Подробнее об этом читайте в статье по результатам предыдущего исследования.

Небольшие компании включаются в охоту за МВА-выпускниками. По данным QS, многие небольшие компании (по преимуществу, основанные бизнесменами с МВА-дипломами) привлекают новых сотрудников с МВА-образованием. Постепенно формируется спрос на МВА-выпускников со стороны тех, кто окончил МВА несколько раньше.

Трудоустройство «вне кампуса» опережает трудоустройство «в кампусе». Многие компании сегодня рассматривают MBA как необходимое условие для претендентов на управленческие позиции. Например, без степени МВА практически невозможно получить должность Associate в одном из крупнейших мировых инвестбанков или позицию старшего консультанта (Senior Consultant) в крупнейшей консалтинговой компании. МВА-выпускники используют новые способы поиска работы (прежде всего, интернет), не полагаясь на интервью с приезжающими в кампусы рекрутерами.

Модель и методология исследования

Рейтинг наиболее востребованных со стороны рекрутеров бизнес-школ проводится компанией QS TopMBA с 1990 г. Его целью является определить, выпускники каких МВА-программ наиболее востребованы со стороны международных компаний и рекрутеров, а также очертить основные тенденции в МВA-рекрутменте.

К участию в исследовании были привлечены рекрутеры и HR-менеджеры из 301 компании, представляющие все регионы и индустрии. В 2004 г. в исследовании приняли участие около 4000 рекрутеров, работающих на международном рынке. Соответственно, к участию в исследовании были допущены только те рекрутеры, которые предоставили доказательства того, что их компания привлекала выпускников МВА из двух и более регионов мира.

Участникам исследования было предложено самостоятельно составить «хит-парад» бизнес-школ, чьих выпускников они в недавнем прошлом хотели нанять. Университет, шедший первым номером, зарабатывал 3 балла, шедший вторым — 2 балла, все прочие — по 1 баллу. Затем эти списки были объединены и каждая бизнес-школа получила средний балл (назовем его «балл №1»).

Затем рекрутерам предложили выбрать бизнес-школы, наиболее привлекательные с точки зрения найма выпускников, из готовых списков. Списки формировались для каждого макрорегиона (Азия и Тихоокеанский регион, Европа, Северная Америка, Латинская Америка). В каждый «региональный» список были включены по 200 бизнес-школ из данного региона, наиболее часто упоминавшихся в прошлых исследованиях. Рекрутеры отметили те школы, выпускников которых они были бы готовы нанять. Каждая из этих школ также получила по 1 баллу. Данные суммировались, и для каждой из школ выводился средний балл (назовем его «балл №2»).

«Балл №1» суммировался для каждой школы с «баллом №2». Для того чтобы сравнить эти данные с данными прошлых лет, полученные результаты были пропорционально скорректированы таким образом, как будто в исследовании участвовали лишь 200 человек. Эта операция была необходима исключительно для сравнения результатов исследований QS за 15 лет.

В итоге была получена «рекрутерская оценка» каждой бизнес-школы (Recruiter Score, 3-й столбец в таблицах результатов исследования).

На ее основе для каждой бизнес-школы была определена «позиция с точки зрения рекрутеров» (Recruiter Position, 4-й столбец в таблицах результатов исследования). Собственно, именно эти позиции и являются местами в рейтинге бизнес-школ QS.

Также в результатах исследования представлены средние оценки по методике GMAT (Average GMAT Score, 5-й столбец в таблицах результатов исследования). The Graduate Management Admission Score (GMAT) — это тест, который проходят практически все абитуриенты МВА-программ, желающие получить право на поступление в бизнес-школу. Результаты этих тестов позволяют судить о среднем уровне кандидатов, стремящихся поступить в ту или иную бизнес-школу. Поэтому QS TopMBA сочла полезным привести эти данные в своем рейтинге.

Также в таблицах результатов приведены: средний опыт работы студентов той или иной бизнес-школы (Average Years of Work Experience, 7-й столбец) и процент иностранных студентов (Percent of International Students, 6-й столбец).

По материалам QS TopMBA

Смотрите так же:

Рейтинг бизнес-школ