Где готовят лучших специалистов или в какие вузы идти за карьерой?

 Интерес к карьерам молодых специалистов возрастает в обществе с каждым годом. И это понятно. Во-первых, карьера – это профессиональный багаж каждого человека, если хотите, личный капитал, накопленный через обучение, наставничество и трудовую деятельность. Во-вторых, карьера – один из признанных показателей успешности человека и меры его реализации в профессии и в обществе. В-третьих, успешные карьеры выпускников делают успешным вуз в глазах общественности и работодателей, что привлекает абитуриентов.

Независимое рейтинговое агентство «РейтОР» выступило инициатором исследования рынка выпускников вузов московского региона, для того, чтобы получить объективную информацию от работодателей и самих выпускников для составления общественных рейтингов вузов (ссылка на страницу с рейтингами). Мы предлагаем воспользоваться нашими исследованиями, для того, чтобы выбор вуза стал не лотереей, а обдуманным решением. Помните, что, выбирая вуз, вы выбираете свою карьеру, а значит, самореализацию в профессии и успешность в обществе.

Рекрутинговая компания «Агентство контакт» по заказу агентства «РейтОР» провела исследование рынка выпускников вузов 2000-2004гг. в ходе которого была получена полная картина по профессиональной успешности и особенностям карьер выпускников. Нас интересовало, все ли устроились на работу по выбранной специальности, возможна ли в наши дни работа не по той специальности, которая обозначена в дипломе, что важнее всего для успешной карьеры. Мы получили ответы на актуальные вопросы: рост выпускника по службе за истекшие годы, какая зарплата была ему предложена с самого начала и какую зарплату он получает сегодня, зависимость уровня зарплаты от профессии. С помощью тысяч анкет мы выясняли отношение выпускника к своему вузу и оценку вузов работодателями.

На первом этапе разработки общественной оценки образования объектом исследования агентства «РейтОР» стала бизнес — ориентированная часть выпускников вузов, то есть те выпускники, которые связали или связывают своё настоящее и будущее с коммерческими организациями. В дальнейшем «РейтОР» планирует анализ карьер общественного и государственного сектора для создания полновесной общественной оценки качества образования.

Организация исследования

Данное исследование представляет собой комплексную работу, которая состоит из трех полноценных исследований.

  1. Аналитическое исследование «Мониторинг рынка труда выпускников московских вузов на основе анализа базы данных резюме».
    В ходе исследования были проанализированы 2877 резюме выпускников 41 вуза московского региона. Анализировались резюме выпускников 2000-2004 г.г., которые поступили в базу данных «Агентства Контакт» в период с 03.2004 г. по 03.2005 г. Учитывались такие параметры как: название вуза, год окончания, уровень зарплаты в настоящий момент, сфера деятельности и должность на первом и последнем месте работы.
  2. Экспертный опрос «Удовлетворенность работодателей образованием выпускников вузов». Экспертами исследования выступили:
    • Старшие консультанты и руководители департаментов кадровых агентств, специализирующиеся на подборе персонала в различных отраслях.
    • Руководителей служб персонала крупных российских и западных компаний, входящих в TOP 20 в своих сегментах.

    Всего было проведено 45 глубинных интервью с представителями 15 отраслей экономики.

  3. Опрос выпускников на тему «Удовлетворенность выпускников своим образованием». В опросе участвовало 1050 выпускников 19 вузов, которые оканчивает более половины молодых специалистов региона.
    Респонденты распределились по годам окончания следующим образом:
Год окончания ВУЗа % от выборки
2000 г. 19,7
2001 г. 19,5
2002 г. 19,3
2003 г. 20,1
2004 г. 21,2

 

Пропорция выборки по вузам обусловлена необходимостью сравнения результатов опроса выпускников различных учебных заведений. Равнопропорциональная выборка по годам окончания вуза позволяет также избежать смещений по многим параметрам исследования.

Основные результаты

2.1. Ведущие вузы на рынке труда с точки зрения экспертов и выпускников

Одной из центральных задач исследования являлось определение списка высших учебных заведений, которые являются основными поставщиками квалифицированных специалистов в различных отраслях.

В ходе опроса Экспертам было предложено назвать вузы, которые, на их взгляд, готовят лучших специалистов на рынке, без привязки к той отрасли, в которой они специализируются. Наибольшее количество упоминаний получил МГУ им. Ломоносова – его назвали 91% экспертов. Далее расположились наиболее известные технические и гуманитарные высшие учебные заведения Москвы.

Вузы, которые готовят лучших специалистов, по мнению экспертов
(% от числа опрошенных)
 

 

Кроме того, в списке фигурировали Московский государственный университет культуры и искусств, РХТУ им. Д.И. Менделеева, Московский государственный строительный университет, Московский энергетический университет, Московский авиационный университет, РУДН и Академия народного хозяйства при правительстве РФ.

Мнение выпускников по поводу лучшего вуза практически полностью соответствует точке зрения экспертов. Отвечая на вопрос о том, куда бы они посоветовали поступить знакомым, большинство респондентов назвали учебные заведения из выше представленного списка.

Вузы, которые готовят лучших специалистов, по мнению выпускников 

 

Как видно, большинство вузов на первых позициях – это те, выпускники которых приняли участие в опросе. Это объясняется тем, что многие в первую очередь называли вуз, который окончили сами. При этом на восьмом месте оказалась Высшая школа экономики, которой не было в выборке. Это говорит о том, что ВШЭ зарекомендовала себя на рынке труда как среди работодателей, так и среди молодых специалистов, закончивших другие вузы. Также из вузов, не попавших в выборку, достаточно часто упоминались МГЮА, МАДИ, и Лингвистический университет им. М. Тореза. В то же время Горный университет, МПГУ им. Ленина и МАМИ реже всего упоминались в качестве рекомендуемых даже их выпускниками.

2.2. Средний размер заработных плат среди выпускников вузов

Размер заработной платы специалиста является одним из наиболее явных показателей карьерного развития, а по уровню зарплаты выпускников различных вузов можно составить показательный рейтинг данных учебных заведений.

Средняя зарплата по базе данных кандидатов, выпускников московских вузов 2000-2004 г.г. составляет 1026$ в месяц. Максимально зафиксированный уровень требований по заработной плате – 10000$, минимальный – 150$. Однако следует отметить, что эти данные справедливы только для тех специалистов, резюме которых находилось в базе Агентства Контакт. То есть для наиболее активной в плане трудоустройства и карьеры группы, взаимодействующей с кадровыми агентствами.

Среди самых молодых выпускников (2004 г.), чьи данные были обработаны в ходе исследования, средний уровень месячной заработных плат составляет $701. Выпускники 2000г. претендуют в среднем на $1337 в месяц. При этом можно отметить, что с каждым годом притязания по зарплате у только что закончивших вузы растут. Те же выпускники 2000 г. на момент окончания вуза претендовали на $450-500, то есть за 4-5 лет увеличили свою зарплату почти в 3 раза. Если эта тенденция сохранится, то можно предположить, что к 2008-2009 г.г. выпускники прошлого, 2004 г. будут претендовать на $2000 и более (при условии сохранения нынешнего уровня курса доллара и роста зарплат).

Зависимость года окончания вуза и размера заработной платы

 

Год окончания вуза Средний объем з/п
в настоящий момент

2000 г.

1337$

2001 г.

1108$

2002 г.

1021$

2003 г.

890$

2004 г.

701$

 

Большинство экспертов считают, что наличие диплома определенного вуза не является достаточным основанием, чтобы претендовать на более высокий уровень оплаты труда. Но, при этом, глядя на таблицу, содержащую данные о размерах зарплат выпускников различных вузов можно отметить, что больше всего получают как раз выпускники наиболее известных и престижных учебных заведений. В основном это ведущие экономические и технические вузы, выпускающие специалистов, которые в большей степени востребованы сейчас на рынке труда, и отправляющихся работать в наиболее «денежные» на сегодняшний день отрасли см. информацию по зарплатам в разделе «Данные по отраслям».

В университетах, дающих образование по разным направлениям (например, МГУ), размер заработных плат варьируется в зависимости от факультета. Выпускники таких факультетов как экономический, юридический, ВМК получают значительно больше, чем те, кто окончил геологический, географический, филологический факультеты.

Уровень средней заработной платы среди выпускников московских вузов 2000-2004 г.г. выпуска в настоящий момент

 

 Наименование вуза Средняя з/п в $  Московский государственный институт международных отношений 1450 Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации 1344 Московский физико-технический институт (Физтех) 1245 Московская государственная юридическая академия 1217 Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова 1214 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана 1190 Московский инженерно-физический университет 1175 Государственный университет управления 1135 Московский государственный авиационный институт 1131 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова 1074 Московский государственный горный университет 1050 Российский университет дружбы народов 1041 Московский государственный университет экономики, статистики и информатики 1040 Московский государственный открытый университет 1029 Московский университет путей сообщения (МИИТ) 1014 Московский государственный лингвистический университет им. М. Тореза 1012 Московский государственный технологический университет «Станкин» 1007 Московский государственный индустриальный университет 970 Московский государственный технический университет (МАМИ) 965 Московский технический университет связи и информатики 952 Российский государственный гуманитарный университет 917 Московский государственный институт стали и сплава (МИСиС) 917 Московский государственный социальный университет 912 Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева 911 Московский государственный университет культуры и искусств 900 Московский государственный университет печати 850 Московская государственная академия приборостроения и информатики 846 Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева 833 Московский государственный педагогический университет им. В.И. Ленина 812 Московский городской педагогический университет 715  

2.3. Оценка важности различных факторов для карьеры

Для оценки важности характеристик, влияющих на карьеру молодого специалиста, экспертам и выпускникам вузов было предложено их проранжировать от 1 до 9, где 1 – наиболее важная характеристика, а 9 – наименее важная. В результате обобщения данных мы получили коэффициенты важности различных характеристик.

По мнению экспертов, наиболее значимым для карьеры молодого специалиста является его первое высшее образование, именно на это в первую очередь обращает внимание работодатель. Практически так же важен опыт работы, полученный выпускником, как во время обучения, так и после окончания вуза. Надо сказать, что значимость опыта работы растет с каждым годом, это подтверждает выявленная нами тенденция к более раннему трудоустройству, проявляющаяся в последнее время (все чаще первый опыт работы появляется у студентов уже на 3 курсе).

Личностные характеристики выпускника сложнее поддаются диагностике, но оказываются важнейшим фактором, которые определяют карьеру специалиста в дальнейшем, как внутри одной компании, так и в целом на рынке труда.

Очень актуально на сегодняшний день хорошее знание иностранного языка (как правило, английского). Даже на начальные позиции в западных компаниях требуется уровень английского не ниже “upper intermediate”, и все чаще можно увидеть в требованиях уровень знания языка “fluent”. В российской компании знание языка также является плюсом, особенно если она имеет партнеров за рубежом.

Наличие у молодого специалиста опыта профессиональных стажировок и прохождения различных квалификационных курсов рассматривается как несомненное преимущество и говорит о его хорошей профориентированности и желании построить карьеру в рамках определенной специальности.

Мнения экспертов по поводу важности связей и знакомств на рынке труда были неоднозначными. Данная характеристика встречалась и на первом и на последнем местах, хотя в итоге все признавали, что с точки зрения долгосрочной перспективы и стратегии построения карьеры связи и знакомства не столь важны, как другие перечисленные качества.

Важность различных характеристик для построения карьеры

 

Характеристика Коэффициент важности (чем меньше, тем выше важность)
  Оценка экспертов Оценка выпускников

Базовое высшее образование

2,2 2,1

Опыт работы

2,3 3,4

Личностные характеристики/ качества характера

2,7 4,3

Знание иностранных языков

4,4 4,3

Профессиональные стажировки / повышение квалификации

5,2 6,4

Наличие связей/знакомств

6,1 4,7

Дополнительное образование/ второе высшее

6,2 6,0

МВА

7,5 7,0

Ученая степень

8,3 6,7

Мнение выпускников вузов по поводу важности различных характеристик для карьеры по некоторым пунктам отличается от мнения экспертов (потенциальных работодателей). Например, недооцененными выпускниками являются личностные характеристики, опыт работы, профессиональные стажировки. В то же время, наличие связей и знакомств на рынке труда молодыми специалистами считается более важным параметром, чем экспертами. Также выпускники больше значимости придают всему, что связано с дополнительным образованием (второе высшее, ученая степень, МВА).

2.4. Анализ соответствия специализации выпускников московских вузов и их реальной деятельности

Из всех опрошенных выпускников только 38,5% изначально работали и до сих пор продолжают работать по специальности. В 18,8% случаев специалисты после окончания вуза ни разу не имели опыта работы соответствующего или близкого полученной специальности. Более подробная информация представлена на диаграмме.

Соответствие специальности и трудовой деятельности (%) 

 

 

Как уже отмечалось, менее половины выпускников устраиваются и работают по специальности. По разным вузам ситуация меняется. Чаще всего по специальности устраиваются выпускники МЭСИ, ГУУ и РГГУ.

Вузы, в которых кол-во устраивающихся по специальности выше среднего 

 

 

Меньше всего постоянно работающих по специальности среди окончивших Горный университет и МПГУ им. Ленина. Выпускники последнего, работая по специальности после окончания ВУЗа, вскоре меняют ее на другую (уходят из преподавательской деятельности в коммерческие компании).

2.5. Экспертная оценка конкурентоспособности выпускников вуза по различным характеристикам

Экспертам было предложено оценить несколько утверждений, которые характеризуют ведущие вузы по ряду характеристик. Оценки выставлялись по 10-ти балльной шкале. Итоговая оценка вуза по каждой характеристике была рассчитана при помощи определения средних значений. На диаграммах приводятся данные по вузам, получившим оценку со стороны 5 и более экспертов. Высшие оценки по большинству параметров получили университеты, дающие образование более разностороннее, чем узкоспециализированное:

  • МГУ им. Ломоносова
  • МГТУ им. Баумана
  • МГИМО

Вуз обеспечивает высокий уровень специальных знаний выпускников по профессии 

 

Выпускники вуза обладают глубокими фундаментальными знаниями, имеют высокий уровень общеобразовательной подготовки 

 

Выпускники вуза будут больше востребованы на рынке труда в ближайшие годы 

 

2.6. Основные вузы – поставщики кадров для различных отраслей

Среди специалистов, работающих в каждой отрасли большинство являются выпускниками определенного круга вузов. Исходя из анализа базы данных резюме и опроса экспертов был составлен список вузов, являющихся основными поставщиками специалистов в 15 исследуемых отраслей. Вузы ранжированы по убыванию степени значимости для отрасли.

  1. IT, телекоммуникации
    • МИФИ
    • МГТУ им. Баумана
    • МФТИ (Физтех)
    • МАИ
    • МГУ им. Ломоносова (мехмат и ВМК)
    • МТУСИ
    • МГАПИ
    • РЭА им. Плеханова
  1. Пищевая промышленность и дистрибуция
    • Пищевой институт
    • МГТУ им. Баумана
    • ГУУ
    • МГУ им. Ломоносова
    • РЭА им. Плеханова
    • МГОУ
    • МЭСИ
  1. Оптовая и розничная торговля
    • ГУУ
    • РЭА им. Плеханова
    • Финансовая Академия
    • МГУ
    • ВШЭ
    • МГИМО
    • МГУКИ
    • Институт международной торговли и права
  1. Медиа-рынок, реклама, PR
    • МГУ им. Ломоносова
    • ГУУ
    • РГГУ
    • Лингвистический университет им. М. Тореза
    • Университет печати
    • Литературный институт
    • РЭА им. Плеханова
    • Финансовая Академия
    • МГИМО
    • РУДН
  1. Страхование
    • РЭА им. Плеханова
    • Финансовая Академия
    • МГУ им. Ломоносова
    • Высшая школа экономики
    • ГУУ
    • МАДИ (ф-т автострахования)
    • МГЮА
    • РГГУ
    • МГИМО
    • РУДН
  1. Банки, финансово-инвестиционные компании
    • РЭА им. Плеханова
    • Финансовая Академия
    • МГУ им. Ломоносова
    • Высшая школа экономики
    • МГИМО
    • МГУЭСИ
    • РЭШ
  1. Фармацевтика и медицина
    • МГУ им. Ломоносова (факультет фундаментальной медицины, химический, биологический)
    • Медицинские ВУЗы Москвы
    • МГСУ (социальный)
    • РУДН
    • РЭА им. Плеханова
    • Финансовая Академия
  1. Производство и продажа инженерных систем и оборудования
    • Бауманский
    • МЭИ
    • МГУ им. Ломоносова
    • МАИ
    • МИСИ
    • МИХМ
    • РЭА им. Плеханова
  1. Строительство, недвижимость
    • МГСУ (строительный)
    • Институт коммунального хозяйства и строительства
    • МИИТ
    • Институт геодезии, аэрофотосъемки и картографии
    • МАДИ
    • ГУУ
    • МИСИ
    • МГУ им. Ломоносова
    • РГГУ
    • РЭА им. Плеханова
  1. Консалтинг, профессиональные услуги
    • МГУ им. Ломоносова
    • ВШЭ
    • РЭА им. Плеханова
    • МГИМО
    • Финансовая Академия
    • ГУУ
    • РГГУ
    • МФТИ
    • МГУС (университет сервиса)
    • МГЮА
  1. Автомобильная промышленность
    • МАДИ
    • МАМИ
    • МИИТ
    • МАИ
    • МЭИ
    • МГТУ им. Баумана
    • МГУ им. Ломоносова
    • РГГУ
    • РЭА им. Плеханова
  1. Гостиничный бизнес
    • МГУС (институт сервиса)
    • РГГУ
    • МГУ
    • МГПУ
    • МГУКИ
    • МЭСИ
    • Коммерческие ВУЗы с факультетами гостиничного дела
  1. Нефтегазовая индустрия и металлургия
    • Губкинский
    • МГТУ им. Баумана
    • РХТУ им. Менделеева
    • МГУ им. Ломоносова
    • ГУУ
    • МГИМО
    • РЭА им. Плеханова
    • Региональные нефтегазовые институты (Тюменский, Томский и пр.)
  1. Промышленное производство
    • МГТУ им. Баумана
    • Индустриальный университет
    • Станкин
    • МИИТ
    • МИСиС
    • им. Губкина
    • МЭИ
    • Пищевой институт
    • МАИ
    • МГОУ
    • МГЮА
  1. FMCG
    • МГУ им. Ломоносова
    • МГИМО
    • РЭА им. Плеханова
    • ГУУ
    • МГУКИ

 

2.7. Изменения в карьере по отраслям (межотраслевая миграция кадров)

В первую очередь, обращает на себя внимание уменьшающееся со временем количество людей занятых в сфере образования и науки. Выпускники оставшиеся в науке после окончания вуза (поступившие в аспирантуру, пополнившие преподавательский состав, устроившиеся в научно-исследовательские институты и пр.) со временем вынуждены искать работу в коммерческой сфере, т.к. уровень оплаты труда абсолютно не соответствует нормальному уровню жизни. В итоге, количество преподавателей и ученых среди недавних выпускников вуза за 3-4 года сокращается почти в три раза.

Подобная тенденция наблюдается и среди специалистов, выбравших после окончания вуза государственную службу.

Вместе с тем, со временем увеличивается приток специалистов в такие отрасли, как банки и финансовые компании, нефте-газовая индустрия, FMCG. Наименьший уровень межотраслевой миграции отмечен в таких сферах рынка как: строительство и недвижимость, пищевая промышленность, транспорт и логистика.

Изменения в карьере по отраслям среди выпускников всех вузов
(средний стаж работы 3,5 года)
Отрасль рынка Первое место работы Последнее место работы
Медиа рынок, реклама, PR, маркетинг 13,2 % 14,3 %
IT, телекоммуникации 10,2 % 12,7 %
Оптовая и розничная торговля 11,4 % 10 %
Консалтинг, профессиональные услуги 9,5 % 9,9 %
Банки, финансово-инвестиционные компании 4,8 % 7,4 %
Нефте-газовая индустрия и металлургия 4,6 % 6 %
Производство и продажа инженерных систем и оборудования 3,8 % 4,9 %
Строительство и недвижимость 4,3 % 4,3 %
FMCG 1,3 % 4 %
Пищевая промышленность и дистрибуция 3,9 % 3,9 %
Промышленное производство 2,5 % 3,5 %
Образование и научная деятельность 8,1 % 2,8 %
Транспорт, логистика 2,5 % 2,6 %
Государственные структуры 6,9 % 2,3 %
Фармацевтика и медицина 1,5 % 1,9 %
Страхование 1,2 % 1,8 %
Гостиничный бизнес 2,9 % 1,7 %
Автомобильная промышленность 2,1 % 1,6 %
Другое 5,3 % 4,4 %

2.8. Зависимость интенсивности должностного роста от работы в определенной отрасли

Как показал анализ междолжностных переходов в каждой из рассмотренных отраслей, существует определенная зависимость между сферой деятельности и возможностью сделать быструю карьеру.

В частности, в качестве отраслей с хорошими возможностями для быстрой карьеры можно назвать:

  • Оптовую и розничную торговлю
  • Пищевую промышленность и дистрибуцию
  • Медиа рынок, реклама, PR, маркетинг
  • Страхование
  • FMCG

Более стабильной в плане карьерного роста является ситуация таких отраслях как:

  • Банковская и финансовая сфера
  • IT и телекоммуникации
  • Инженерные системы и оборудование
  • Нефте-газовая индустрия и металлургия
  • Строительство и недвижимость
  • Транспорт и логистика

При общем высоком уровне заработных плат в данных отраслях, специалисту сложнее совершать междолжностные переходы, т.к. это требует больше времени и усилий. Другой причиной является то, что в перечисленных сферах превалируют более крупные компании, чем в первой группе, в которых действуют ограничения на скорость должностного роста.

2.9 Оценка важности характеристик значимых при выборе вуза

В ходе опроса выпускников респондентам было предложено оценить по 5-ти балльной шкале, насколько важны различные характеристики при выборе вуза для обучения. Практически все предложенные параметры были признаны достаточно важными. Но, в первую очередь, все признавали, что главная задача вуза – обеспечивать высокий уровень специальных знаний выпускников по профессии. Также значимыми оказались такие показатели, как способность диплома котироваться на рынке труда и возможность трудоустройства по окончанию вуза на работу с достойным уровнем оплаты труда.

Характеристика Оценка важности Оценка удовлетво-ренности Коэффициент удовлетворе-нности
1. Вуз должен обеспечивать высокий уровень специальных знаний выпускников по профессии 4,7 4,5 -0,2
2. Выпускники вуза должны обладать глубокими фундаментальными знаниями, иметь высокий уровень общеобразовательной подготовки 4,5 4,4 -0,1
3. Во время обучения необходимо обеспечивать студентов навыками и профессиональным опытом, необходимым для дальнейшего трудоустройства и построения карьеры 4,2 3,5 -0,7
4. Диплом вуза должен котироваться на рынке труда 4,6 4,2 -0,4
5. После окончания вуза должна быть возможность устроиться работу с достойным уровнем оплаты труда 4,6 3,9 -0,7
6. Большим преимуществом является приобретение полезных знакомств и связей во время обучения в вузе 4,3 3,6 -0,7

Как видно из таблицы, удовлетворенность выпускниками образованием по различным характеристикам несколько ниже, чем оценки важности. В первую очередь это касается гарантии трудоустройства после окончания вуза на работу с достойным уровнем оплаты труда. Также предъявляются претензии к тому, что вузы не обеспечивают студентов навыками и профессиональным опытом, необходимым для дальнейшего трудоустройства и построения карьеры. Многие выпускники вузов не смогли приобрести полезные знакомства и связи, на которые рассчитывали в ходе обучения.

В большей степени выпускники различных вузов удовлетворены уровнем фундаментальных знаний, общеобразовательной подготовкой, полученной в ходе обучения.

В рамках данного исследования выявилось, что выпускники вузов с годами повышают значимость фактора «образование» для карьеры. Однако уровень удовлетворенности своим образованием падает. Для подтверждения отрицательной динамики удовлетворенности требуется дополнительное исследование.

Динамика удовлетворенности выпускников своим образованием 
 

 

2.10. Виды дополнительного образования, получаемые выпускниками

Большая часть выпускников московских вузов, попавших в выборку, получают после окончания какое-либо дополнительное образование. Больше всего поступают в аспирантуру, в основном, это молодые люди, главным мотивом которых является продление отсрочки от армии. Это отчасти объясняет высокую по сравнению с экспертами оценку аспирантура, как фактора важного для карьеры. Выпускники в некотором смысле пытаются оправдать то, что они поступают туда после вуза, говоря, что это пригодилось им в дальнейшем трудоустройстве.

Многие выпускники, преимущественно работающие в западных компаниях, дополнительно изучают иностранные языки. Профессиональные стажировки и курсы повышения квалификации чаще всего проходят при содействии работодателя, который заинтересован в развитии персонала.

Дополнительное образование, получаемое после вуза

 

Виды дополнительного образования % респондентов
Языковые курсы

Фасилитация. Приемы вовлеченности

Тренинг, очное, Екатеринбург

Mini MBA: Право

Семинар, очное, Москва

Управление проектами в современных компаниях

Повышение квалификации, очно-заочное, Москва

Мерчандайзинг и эффективное управление торговым пространством

Повышение квалификации, очно-заочное, Москва

МВА – IT-менеджмент

MBA, очное, Москва

Продвижение компании на рынок Китая и Юго-Восточной Азии

Семинар, онлайн, очное, Санкт-Петербург

Рубрикатор статей