Рынок краткосрочного обучения Уральского региона. Ситуация и перспективы развития на 2007 — 2008 год.

 

АЦ «Эксперт-Урал» провел исследование, затронувшее три основных сегмента рынка бизнес-образования. Каждый имеет свои особенности, и в 2005 году развивался по собственной траектории. Констатируем: если в долгосрочном обучении рост можно оценить словом «подвижки» — 1,3%, среднесрочные программы показали неплохую динамику — 15,8%, то сегмент краткосрочного обучения на этом фоне отличился — 31,1%.

Первое исследование было посвящено общему обзору рынка и тенденциям, определяющим его состояние. Задача данного исследования – обрисовать ситуацию и перспективы развития на 2007 — 2008 год самого быстрорастущего сегмента рынка бизнес-образования — краткосрочного обучения.

Большая часть предложения рынка уральского бизнес-образования сосредоточена в сфере краткосрочных программ — 81%. В прошедшем году по ним обучено более 62 тыс. человек. Сравните: доля среднесрочных программ составляет 15%, долгосрочных — 4%. Такая структура рынка объясняется функциями, которые выполняют программы разных сегментов, а также уровнем барьера вхождения на рынок новых компаний.

Спрос на краткосрочное обучение формируют в основном юридические лица (85%). Около половины из них — промышленные предприятия основных для региона отраслей: черной металлургии, машиностроения и металлообработки.

Более 70% краткосрочных программ в 2005 году составляли мероприятия открытые (сборные семинары и тренинги). Однако наибольший прирост (почти 40%) пришелся на корпоративный сегмент.

Более половины открытых краткосрочных программ проводятся в виде семинаров, примерно пятая часть — тренингов. Доля этого формата растет, он развивается благодаря нацеленности на получение в сжатые сроки практических навыков, необходимых в повседневной работе. В корпоративном краткосрочном обучении тренинги составляют почти половину мероприятий, примерно по четверти приходится на семинары и другие формы.

Многие корпоративные заказчики приходят к необходимости системного обучения. Поэтому наряду с краткосрочным обучением будут развиваться среднесрочные программы на основе укрупненных тематических блоков. «Отмечается рост спроса на корпоративное бизнес-образование в режиме системных комплексных программ, а не только тренингов. Речь идет о различных по содержанию программах повышения квалификации (более-менее системные курсы от 72 до 500 часов).

Конкуренция на рынке краткосрочных программ сосредоточена в низком и среднем ценовых сегментах. Эксперты ожидают рост цен на бизнес-обучение, который затронет и краткосрочные программы. Цена складывается из нескольких параметров. Основные: уровень преподавателя и стоимость его выезда к месту обучения; длительность программы, качество и объем раздаточного материала; уровень сервиса, наличие сертификации специалистов по результатам обучения, наконец, банальная инфляция. Корпоративные программы по определению дороже открытых, поскольку адаптированы под требования конкретного заказчика и зачастую проводятся по результатам предварительного консалтинга. Создание более качественных образовательных продуктов естественно и неизбежно будет сопровождаться ростом издержек. Клиенты со своей стороны жестче станут подходить к вопросу о результативности обучения, и операторам нужно готовиться ответить за результат.

Соотношение клиентов юридических и физических и отраслевой расклад обучающихся сохранятся. Как ожидается, будет расти спрос со стороны производственников и сервисных компаний.

Тематическую ориентацию обучения определяют потребности бизнеса. Так, пришло понимание роли персонала и личности руководителя в успехе компании. Поэтому уже традиционно популярные тематики (организация продаж, управление предприятием и персоналом, маркетинг) приобретают новые оттенки.

Вырастет спрос на программы, связанные с личностным развитием, понятием «эмоциональный менеджмент».

Подытожим. Рынок стимулирует операторов к качественному росту, причем роль самого заказчика в этом процессе становится все более весомой. Рост качества будет неизбежно сопровождаться увеличением издержек и цен. Но также — повышением доверия к обучению и спроса корпоративных заказчиков на системное обучение. Развитие корпоративного образования подстегнет интерес к организационному и кадровому консалтингу. Открытые краткосрочные мероприятия приобретут новые функции и будут ориентированы на выявление интереса со стороны потребителя.

Компании, предлагающие краткосрочное бизнес-обучение, по числу обученных в 2005 г.

Место

Наименование компании

Местоположение центрального офиса

Число обученных всего, чел.

Прирост, %

В том числе

Открытые всего

Доля от общего числа, %

Корпоративные всего

Доля от общего числа, %

тренинги

семинары

другие формы

тренинги

семинары

другие формы

1

Учебный центр «Потенциал»

Екатеринбург

13460

23%

9352

1%

34%

65%

4108

3%

0%

97%

2

Образовательный центр «Профессионал»

Екатеринбург

4351

100%

3301

16%

84%

0%

1050

17%

83%

0%

3

Радикал

Екатеринбург

4115

20%

3950

13%

87%

0%

165

73%

27%

0%

4

Центр «Бизнес-Образование»

Екатеринбург

3925

6%

3460

44%

53%

2%

465

41%

59%

0%

5

Торгово-экономический колледж

Екатеринбург

3302

14%

2911

0%

100%

0%

391

0%

100%

0%

6

РМЦПК ПГТУ

Пермь

3230

8%

1826

28%

26%

46%

1404

33%

47%

20%

7

Группа компаний РСА

Екатеринбург

3184

36%

3159

23%

77%

0%

25

100%

0%

0%

8

Образовательный центр «Бизнес-развитие»

Екатеринбург

2693

32%

2363

16%

80%

3%

330

41%

59%

0%

9

Жиляев и партнеры

Екатеринбург

2431

30%

1273

100%

0%

0%

1158

100%

0%

0%

10

Институт дополнительного образования ТГУ

Тюмень

2317

2%

2237

3%

7%

91%

80

50%

50%

0%

11

Тренинговая компания «Активные формы»

Екатеринбург

1990

12%

132

73%

27%

0%

1858

85%

15%

0%

12

Апрайт

Екатеринбург

1943

-27%

906

28%

41%

31%

1037

28%

32%

40%

13

Уральская школа бизнеса

Челябинск

1650

100%

1480

57%

43%

0%

170

100%

0%

0%

14

Школа профессионального развития — Урал

Пермь

1306

-44%

358

59%

32%

8%

948

89%

11%

0%

15

Афина-Паллада

Екатеринбург

1087

44%

270

100%

0%

0%

817

82%

0%

18%

16

УКБ «Альянс»

Екатеринбург

927

40%

385

9%

58%

33%

542

44%

56%

0%

17

International Business Center

Екатеринбург

888

46%

648

0%

100%

0%

240

0%

100%

0%

18

Консультант Бизнеса

Челябинск

875

22%

630

0%

100%

0%

245

100%

0%

0%

19

Уральская ассоциация по ценообразованию и оценке

Челябинск

852

45%

852

0%

95%

5%

0

20

ФИНЭКС

Екатеринбург

745

100%

0

745

14%

86%

0%

21

Институт развития прессы

Екатеринбург

680

52%

680

13%

87%

0%

0

22

Технологии управления бизнесом

Екатеринбург

680

27%

245

100%

0%

0%

435

92%

0%

8%

23

Тюменский кадровый центр «Президент»

Тюмень

555

87%

500

38%

62%

0%

55

42%

58%

0%

24

Учебно-методический центр «Алер»

Пермь

520

8%

324

0%

100%

0%

196

0%

100%

0%

25

ЛИСТИК и ПАРТНЕРЫ

Челябинск

518

24%

338

0%

50%

50%

180

0%

100%

0%

26

Высшая Экономическая Школа

Екатеринбург

472

83%

134

16%

84%

0%

338

91%

9%

0%

27

АлександриД-Карьера

Челябинск

450

70%

132

84%

16%

0%

318

100%

0%

0%

28

Первый коучинговый университет

Екатеринбург

431

85%

355

40%

0%

60%

76

100%

0%

0%

29

Уральский центр НЛП технологий

Екатеринбург

360

39%

300

100%

0%

0%

60

100%

0%

0%

30

Русская школа управления

Москва

330

100%

285

88%

0%

12%

45

100%

0%

0%

31

Логика бизнеса

Екатеринбург

319

100%

90

29%

71%

0%

229

100%

0%

0%

32

Грин Стрит

Екатеринбург

314

26%

290

0%

45%

55%

24

0%

100%

0%

33

Директ Консалтинг Груп

Екатеринбург

279

100%

102

0%

100%

0%

177

71%

29%

0%

34

Образовательный центр «Диалог»

Челябинск

234

36%

194

54%

46%

0%

40

100%

0%

0%

35

Академия рынка труда

Челябинск

233

62%

233

17%

0%

83%

0

36

Институт менеджмента и рынка

Екатеринбург

228

100%

228

0%

34%

66%

0

37

Учебно-консультационный центр ДДМ

Уфа

201

23%

201

43%

0%

57%

0

38

Урало-Сибирский институт бизнеса

Екатеринбург

200

100%

200

0%

100%

0%

0

39

Региональный центр МИМ ЛИНК (Екатеринбург)

Москва

123

41%

18

100%

0%

0%

105

100%

0%

0%

40

Урал-ЭСОН

Екатеринбург

95

-53%

0

95

37%

63%

0%

41

Тау_»Прогрессор»

Уфа

35

71%

10

0%

100%

0%

25

80%

20%

0%

42

Учебный центр Запсибгазпром

Тюмень

31

-213%

0

31

16%

84%

0%

43

Академия лидерства

Екатеринбург

15

100%

0

15

100%

0%

0%

Анализ рынка читайте также в статье: Уральский рынок краткосрочного обучения. Давай сделаем это по-быстрому