АЦ «Эксперт-Урал» провел исследование, затронувшее три основных сегмента рынка бизнес-образования. Каждый имеет свои особенности, и в 2005 году развивался по собственной траектории. Констатируем: если в долгосрочном обучении рост можно оценить словом «подвижки» — 1,3%, среднесрочные программы показали неплохую динамику — 15,8%, то сегмент краткосрочного обучения на этом фоне отличился — 31,1%.
Первое исследование было посвящено общему обзору рынка и тенденциям, определяющим его состояние. Задача данного исследования – обрисовать ситуацию и перспективы развития на 2007 — 2008 год самого быстрорастущего сегмента рынка бизнес-образования — краткосрочного обучения.
Большая часть предложения рынка уральского бизнес-образования сосредоточена в сфере краткосрочных программ — 81%. В прошедшем году по ним обучено более 62 тыс. человек. Сравните: доля среднесрочных программ составляет 15%, долгосрочных — 4%. Такая структура рынка объясняется функциями, которые выполняют программы разных сегментов, а также уровнем барьера вхождения на рынок новых компаний.
Спрос на краткосрочное обучение формируют в основном юридические лица (85%). Около половины из них — промышленные предприятия основных для региона отраслей: черной металлургии, машиностроения и металлообработки.
Более 70% краткосрочных программ в 2005 году составляли мероприятия открытые (сборные семинары и тренинги). Однако наибольший прирост (почти 40%) пришелся на корпоративный сегмент.
Более половины открытых краткосрочных программ проводятся в виде семинаров, примерно пятая часть — тренингов. Доля этого формата растет, он развивается благодаря нацеленности на получение в сжатые сроки практических навыков, необходимых в повседневной работе. В корпоративном краткосрочном обучении тренинги составляют почти половину мероприятий, примерно по четверти приходится на семинары и другие формы.
Многие корпоративные заказчики приходят к необходимости системного обучения. Поэтому наряду с краткосрочным обучением будут развиваться среднесрочные программы на основе укрупненных тематических блоков. «Отмечается рост спроса на корпоративное бизнес-образование в режиме системных комплексных программ, а не только тренингов. Речь идет о различных по содержанию программах повышения квалификации (более-менее системные курсы от 72 до 500 часов).
Конкуренция на рынке краткосрочных программ сосредоточена в низком и среднем ценовых сегментах. Эксперты ожидают рост цен на бизнес-обучение, который затронет и краткосрочные программы. Цена складывается из нескольких параметров. Основные: уровень преподавателя и стоимость его выезда к месту обучения; длительность программы, качество и объем раздаточного материала; уровень сервиса, наличие сертификации специалистов по результатам обучения, наконец, банальная инфляция. Корпоративные программы по определению дороже открытых, поскольку адаптированы под требования конкретного заказчика и зачастую проводятся по результатам предварительного консалтинга. Создание более качественных образовательных продуктов естественно и неизбежно будет сопровождаться ростом издержек. Клиенты со своей стороны жестче станут подходить к вопросу о результативности обучения, и операторам нужно готовиться ответить за результат.
Соотношение клиентов юридических и физических и отраслевой расклад обучающихся сохранятся. Как ожидается, будет расти спрос со стороны производственников и сервисных компаний.
Тематическую ориентацию обучения определяют потребности бизнеса. Так, пришло понимание роли персонала и личности руководителя в успехе компании. Поэтому уже традиционно популярные тематики (организация продаж, управление предприятием и персоналом, маркетинг) приобретают новые оттенки.
Вырастет спрос на программы, связанные с личностным развитием, понятием «эмоциональный менеджмент».
Подытожим. Рынок стимулирует операторов к качественному росту, причем роль самого заказчика в этом процессе становится все более весомой. Рост качества будет неизбежно сопровождаться увеличением издержек и цен. Но также — повышением доверия к обучению и спроса корпоративных заказчиков на системное обучение. Развитие корпоративного образования подстегнет интерес к организационному и кадровому консалтингу. Открытые краткосрочные мероприятия приобретут новые функции и будут ориентированы на выявление интереса со стороны потребителя.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Компании, предлагающие краткосрочное бизнес-обучение, по числу обученных в 2005 г.
Место |
Наименование компании |
Местоположение центрального офиса |
Число обученных всего, чел. |
Прирост, % |
В том числе |
|||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Открытые всего |
Доля от общего числа, % |
Корпоративные всего |
Доля от общего числа, % |
|||||||||
тренинги |
семинары |
другие формы |
тренинги |
семинары |
другие формы |
|||||||
1 |
Учебный центр «Потенциал» |
Екатеринбург |
13460 |
23% |
9352 |
1% |
34% |
65% |
4108 |
3% |
0% |
97% |
2 |
Образовательный центр «Профессионал» |
Екатеринбург |
4351 |
100% |
3301 |
16% |
84% |
0% |
1050 |
17% |
83% |
0% |
3 |
Радикал |
Екатеринбург |
4115 |
20% |
3950 |
13% |
87% |
0% |
165 |
73% |
27% |
0% |
4 |
Центр «Бизнес-Образование» |
Екатеринбург |
3925 |
6% |
3460 |
44% |
53% |
2% |
465 |
41% |
59% |
0% |
5 |
Торгово-экономический колледж |
Екатеринбург |
3302 |
14% |
2911 |
0% |
100% |
0% |
391 |
0% |
100% |
0% |
6 |
РМЦПК ПГТУ |
Пермь |
3230 |
8% |
1826 |
28% |
26% |
46% |
1404 |
33% |
47% |
20% |
7 |
Группа компаний РСА |
Екатеринбург |
3184 |
36% |
3159 |
23% |
77% |
0% |
25 |
100% |
0% |
0% |
8 |
Образовательный центр «Бизнес-развитие» |
Екатеринбург |
2693 |
32% |
2363 |
16% |
80% |
3% |
330 |
41% |
59% |
0% |
9 |
Жиляев и партнеры |
Екатеринбург |
2431 |
30% |
1273 |
100% |
0% |
0% |
1158 |
100% |
0% |
0% |
10 |
Институт дополнительного образования ТГУ |
Тюмень |
2317 |
2% |
2237 |
3% |
7% |
91% |
80 |
50% |
50% |
0% |
11 |
Тренинговая компания «Активные формы» |
Екатеринбург |
1990 |
12% |
132 |
73% |
27% |
0% |
1858 |
85% |
15% |
0% |
12 |
Апрайт |
Екатеринбург |
1943 |
-27% |
906 |
28% |
41% |
31% |
1037 |
28% |
32% |
40% |
13 |
Уральская школа бизнеса |
Челябинск |
1650 |
100% |
1480 |
57% |
43% |
0% |
170 |
100% |
0% |
0% |
14 |
Школа профессионального развития — Урал |
Пермь |
1306 |
-44% |
358 |
59% |
32% |
8% |
948 |
89% |
11% |
0% |
15 |
Афина-Паллада |
Екатеринбург |
1087 |
44% |
270 |
100% |
0% |
0% |
817 |
82% |
0% |
18% |
16 |
УКБ «Альянс» |
Екатеринбург |
927 |
40% |
385 |
9% |
58% |
33% |
542 |
44% |
56% |
0% |
17 |
International Business Center |
Екатеринбург |
888 |
46% |
648 |
0% |
100% |
0% |
240 |
0% |
100% |
0% |
18 |
Консультант Бизнеса |
Челябинск |
875 |
22% |
630 |
0% |
100% |
0% |
245 |
100% |
0% |
0% |
19 |
Уральская ассоциация по ценообразованию и оценке |
Челябинск |
852 |
45% |
852 |
0% |
95% |
5% |
0 |
— |
— |
— |
20 |
ФИНЭКС |
Екатеринбург |
745 |
100% |
0 |
— |
— |
— |
745 |
14% |
86% |
0% |
21 |
Институт развития прессы |
Екатеринбург |
680 |
52% |
680 |
13% |
87% |
0% |
0 |
— |
— |
— |
22 |
Технологии управления бизнесом |
Екатеринбург |
680 |
27% |
245 |
100% |
0% |
0% |
435 |
92% |
0% |
8% |
23 |
Тюменский кадровый центр «Президент» |
Тюмень |
555 |
87% |
500 |
38% |
62% |
0% |
55 |
42% |
58% |
0% |
24 |
Учебно-методический центр «Алер» |
Пермь |
520 |
8% |
324 |
0% |
100% |
0% |
196 |
0% |
100% |
0% |
25 |
ЛИСТИК и ПАРТНЕРЫ |
Челябинск |
518 |
24% |
338 |
0% |
50% |
50% |
180 |
0% |
100% |
0% |
26 |
Высшая Экономическая Школа |
Екатеринбург |
472 |
83% |
134 |
16% |
84% |
0% |
338 |
91% |
9% |
0% |
27 |
АлександриД-Карьера |
Челябинск |
450 |
70% |
132 |
84% |
16% |
0% |
318 |
100% |
0% |
0% |
28 |
Первый коучинговый университет |
Екатеринбург |
431 |
85% |
355 |
40% |
0% |
60% |
76 |
100% |
0% |
0% |
29 |
Уральский центр НЛП технологий |
Екатеринбург |
360 |
39% |
300 |
100% |
0% |
0% |
60 |
100% |
0% |
0% |
30 |
Русская школа управления |
Москва |
330 |
100% |
285 |
88% |
0% |
12% |
45 |
100% |
0% |
0% |
31 |
Логика бизнеса |
Екатеринбург |
319 |
100% |
90 |
29% |
71% |
0% |
229 |
100% |
0% |
0% |
32 |
Грин Стрит |
Екатеринбург |
314 |
26% |
290 |
0% |
45% |
55% |
24 |
0% |
100% |
0% |
33 |
Директ Консалтинг Груп |
Екатеринбург |
279 |
100% |
102 |
0% |
100% |
0% |
177 |
71% |
29% |
0% |
34 |
Образовательный центр «Диалог» |
Челябинск |
234 |
36% |
194 |
54% |
46% |
0% |
40 |
100% |
0% |
0% |
35 |
Академия рынка труда |
Челябинск |
233 |
62% |
233 |
17% |
0% |
83% |
0 |
— |
— |
— |
36 |
Институт менеджмента и рынка |
Екатеринбург |
228 |
100% |
228 |
0% |
34% |
66% |
0 |
— |
— |
— |
37 |
Учебно-консультационный центр ДДМ |
Уфа |
201 |
23% |
201 |
43% |
0% |
57% |
0 |
— |
— |
— |
38 |
Урало-Сибирский институт бизнеса |
Екатеринбург |
200 |
100% |
200 |
0% |
100% |
0% |
0 |
— |
— |
— |
39 |
Региональный центр МИМ ЛИНК (Екатеринбург) |
Москва |
123 |
41% |
18 |
100% |
0% |
0% |
105 |
100% |
0% |
0% |
40 |
Урал-ЭСОН |
Екатеринбург |
95 |
-53% |
0 |
— |
— |
— |
95 |
37% |
63% |
0% |
41 |
Тау_»Прогрессор» |
Уфа |
35 |
71% |
10 |
0% |
100% |
0% |
25 |
80% |
20% |
0% |
42 |
Учебный центр Запсибгазпром |
Тюмень |
31 |
-213% |
0 |
— |
— |
— |
31 |
16% |
84% |
0% |
43 |
Академия лидерства |
Екатеринбург |
15 |
100% |
0 |
— |
— |
— |
15 |
100% |
0% |
0% |
Анализ рынка читайте также в статье: Уральский рынок краткосрочного обучения. Давай сделаем это по-быстрому