Среднесрочное и долгосрочное бизнес-обучение в Уральском регионе

 

Доля среднесрочных программ (от 72 часов до года) в общей структуре рынка бизнес-образования образца 2005 года невысока, всего 15%; доля долгосрочных (от года) и того меньше — 4%. Вместе с тем серьезный прирост среднесрочного сегмента (15%) свидетельствует об усилении интереса к программам повышения квалификации. В долгосрочном динамика совсем незначительна (1,3%), однако подвижки в структуре очень заметны. Очевидно: здесь сформировались благоприятные условия для роста.

Наибольшая доля слушателей среднесрочных программ (74%) в 2005 году приходилась на открытые мероприятия, но существенный прирост в этом сегменте обеспечили корпоративные заказы (30%). Корпоративная форма обучения набирает популярность: она подразумевает ориентацию на конкретного клиента и адаптацию программ к его требованиям, что положительно сказывается на результативности.

В тематической структуре корпоративных заказов в рамках среднесрочного обучения преобладают: управление предприятием, персоналом и финансовый менеджмент.

Набольшее количество слушателей в рамках среднесрочных корпоративных программ в 2005 году обеспечили предприятия промышленности, торговли и связи.

Аудитория слушателей среднесрочных корпоративных программ в 2005 году на треть состояла из представителей промышленности: электроэнергетики, черной металлургии, машиностроения и металлообработки.

Основной контингент слушателей в рамках среднесрочных корпоративных программ в 2005 году составляли работники предприятий электроэнергетики, черной металлургии, машиностроения и металлообработки.

Более половины долгосрочных программ — программы второго высшего образования (55%). Однако основным направлением движения долгосрочного сегмента в минувшем году стали программы МВА и мини-МВА: прирост по числу слушателей составил 42%, их доля в структуре долгосрочного сегмента выросла до 20% (по сравнению с 11% в 2004 году).

Важно отметить, что прирост спроса на долгосрочное обучение идет больше со стороны физических, а не юридических лиц. Наше исследование показало: уже сегодня, обучая сотрудников, предприятия не оплачивают 100% стоимости программы. Причем это обоюдное желание руководства компании и сотрудника: компания не хочет рисковать, вкладывая деньги в человека, который всегда может сменить работу, а сотрудник — стремится к независимости и большей гибкости в выборе места приложения ума и сил. Общая картина такова, что дорогие продукты продаются физическим лицам, а те, что подешевле, — юридическим.

Подъем цен, обещанный всему рынку бизнес-образования в ближайшие год-два, ожидается и в сфере долгосрочных программ. Причем, если на программы второго высшего образования цены более-менее стабильны, то стоимость программ МВА будет стремиться к мировой. По мнению операторов рынка, конкуренция даже по МВА на Урале пока сосредоточена в низко-ценовом сегменте, до мировых цен еще далеко.

Десятка лидеров долгосрочного бизнес-обучения, по числу обученных в 2005 г.

Место Наименование компании Местонахождение центрального офиса Число обученных всего, чел. Прирост, % Доля от общего числа, %
второе высшее образование МВА и mini-MBA другие долгосроч. программы
1 Институт дополнительного образования ТГУ Тюмень 1314 -18% 100% 0% 0%
2 РМЦПК ПГТУ Пермь 626 5% 0% 5% 95%
3 Урало-Сибирский институт бизнеса Екатеринбург 306 41% 0% 100% 0%
4 Институт управления и предпринимательства УрГУ Екатеринбург 178 38% 63% 0% 37%
5 Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» Москва 176 18% 20% 32% 48%
6 Региональный центр МИМ ЛИНК (Екатеринбург) Москва 143 -30% 94% 6% 0%
7 Урал-ЭСОН Екатеринбург 70 -7% 43% 57% 0%
8 Русская школа управления Тюмень 60 100% 0% 100% 0%
9 Учебный центр «Потенциал» Екатеринбург 39 -5% 0% 100% 0%
10 Институт переподготовки кадров УГТУ Екатеринбург 16 6% 0% 100% 0%

Десятка лидеров среднесрочного бизнес-обучения, по числу обученных в 2005 г

Место Наименование компании Местонахождение центрального офиса Число обученных всего, чел. Прирост, % Доля от общего числа, %
открытые корпоративные
1 Урало-Сибирский институт бизнеса Екатеринбург 3456 7% 38% 63%
2 РМЦПК ПГТУ Пермь 3243 1% 91% 9%
3 Академия лидерства Екатеринбург 780 62% 77% 23%
4 Учебный центр «Потенциал» Екатеринбург 695 32% 89% 11%
5 Академия рынка труда Челябинск 646 6% 100% 0%
6 Институт переподготовки кадров УГТУ Екатеринбург 449 11% 100% 0%
7 Институт дополнительного образования ТГУ Тюмень 288 39% 100% 0%
8 Учебно-консультационный центр ДДМ Уфа 271 19% 100% 0%
9 Тюменский кадровый центр «Президент» Тюмень 270 100% 100% 0%
10 Региональный центр МИМ ЛИНК (Екатеринбург) Москва 250 -1% 54% 46%

Анализ рынка бизнес-обучения читайте в статье: Уральский рынок среднесрочного и долгосрочного бизнес-обучения. Инвестируем в умы.