Доля среднесрочных программ (от 72 часов до года) в общей структуре рынка бизнес-образования образца 2005 года невысока, всего 15%; доля долгосрочных (от года) и того меньше — 4%. Вместе с тем серьезный прирост среднесрочного сегмента (15%) свидетельствует об усилении интереса к программам повышения квалификации. В долгосрочном динамика совсем незначительна (1,3%), однако подвижки в структуре очень заметны. Очевидно: здесь сформировались благоприятные условия для роста.
Наибольшая доля слушателей среднесрочных программ (74%) в 2005 году приходилась на открытые мероприятия, но существенный прирост в этом сегменте обеспечили корпоративные заказы (30%). Корпоративная форма обучения набирает популярность: она подразумевает ориентацию на конкретного клиента и адаптацию программ к его требованиям, что положительно сказывается на результативности.
В тематической структуре корпоративных заказов в рамках среднесрочного обучения преобладают: управление предприятием, персоналом и финансовый менеджмент.
Набольшее количество слушателей в рамках среднесрочных корпоративных программ в 2005 году обеспечили предприятия промышленности, торговли и связи.
Аудитория слушателей среднесрочных корпоративных программ в 2005 году на треть состояла из представителей промышленности: электроэнергетики, черной металлургии, машиностроения и металлообработки.
Основной контингент слушателей в рамках среднесрочных корпоративных программ в 2005 году составляли работники предприятий электроэнергетики, черной металлургии, машиностроения и металлообработки.
Более половины долгосрочных программ — программы второго высшего образования (55%). Однако основным направлением движения долгосрочного сегмента в минувшем году стали программы МВА и мини-МВА: прирост по числу слушателей составил 42%, их доля в структуре долгосрочного сегмента выросла до 20% (по сравнению с 11% в 2004 году).
Важно отметить, что прирост спроса на долгосрочное обучение идет больше со стороны физических, а не юридических лиц. Наше исследование показало: уже сегодня, обучая сотрудников, предприятия не оплачивают 100% стоимости программы. Причем это обоюдное желание руководства компании и сотрудника: компания не хочет рисковать, вкладывая деньги в человека, который всегда может сменить работу, а сотрудник — стремится к независимости и большей гибкости в выборе места приложения ума и сил. Общая картина такова, что дорогие продукты продаются физическим лицам, а те, что подешевле, — юридическим.
Подъем цен, обещанный всему рынку бизнес-образования в ближайшие год-два, ожидается и в сфере долгосрочных программ. Причем, если на программы второго высшего образования цены более-менее стабильны, то стоимость программ МВА будет стремиться к мировой. По мнению операторов рынка, конкуренция даже по МВА на Урале пока сосредоточена в низко-ценовом сегменте, до мировых цен еще далеко.
Десятка лидеров долгосрочного бизнес-обучения, по числу обученных в 2005 г.
Место | Наименование компании | Местонахождение центрального офиса | Число обученных всего, чел. | Прирост, % | Доля от общего числа, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
второе высшее образование | МВА и mini-MBA | другие долгосроч. программы | |||||
1 | Институт дополнительного образования ТГУ | Тюмень | 1314 | -18% | 100% | 0% | 0% |
2 | РМЦПК ПГТУ | Пермь | 626 | 5% | 0% | 5% | 95% |
3 | Урало-Сибирский институт бизнеса | Екатеринбург | 306 | 41% | 0% | 100% | 0% |
4 | Институт управления и предпринимательства УрГУ | Екатеринбург | 178 | 38% | 63% | 0% | 37% |
5 | Московская международная высшая школа бизнеса “МИРБИС” | Москва | 176 | 18% | 20% | 32% | 48% |
6 | Региональный центр МИМ ЛИНК (Екатеринбург) | Москва | 143 | -30% | 94% | 6% | 0% |
7 | Урал-ЭСОН | Екатеринбург | 70 | -7% | 43% | 57% | 0% |
8 | Русская школа управления | Тюмень | 60 | 100% | 0% | 100% | 0% |
9 | Учебный центр “Потенциал” | Екатеринбург | 39 | -5% | 0% | 100% | 0% |
10 | Институт переподготовки кадров УГТУ | Екатеринбург | 16 | 6% | 0% | 100% | 0% |
Десятка лидеров среднесрочного бизнес-обучения, по числу обученных в 2005 г
Место | Наименование компании | Местонахождение центрального офиса | Число обученных всего, чел. | Прирост, % | Доля от общего числа, % | |
---|---|---|---|---|---|---|
открытые | корпоративные | |||||
1 | Урало-Сибирский институт бизнеса | Екатеринбург | 3456 | 7% | 38% | 63% |
2 | РМЦПК ПГТУ | Пермь | 3243 | 1% | 91% | 9% |
3 | Академия лидерства | Екатеринбург | 780 | 62% | 77% | 23% |
4 | Учебный центр “Потенциал” | Екатеринбург | 695 | 32% | 89% | 11% |
5 | Академия рынка труда | Челябинск | 646 | 6% | 100% | 0% |
6 | Институт переподготовки кадров УГТУ | Екатеринбург | 449 | 11% | 100% | 0% |
7 | Институт дополнительного образования ТГУ | Тюмень | 288 | 39% | 100% | 0% |
8 | Учебно-консультационный центр ДДМ | Уфа | 271 | 19% | 100% | 0% |
9 | Тюменский кадровый центр “Президент” | Тюмень | 270 | 100% | 100% | 0% |
10 | Региональный центр МИМ ЛИНК (Екатеринбург) | Москва | 250 | -1% | 54% | 46% |
Анализ рынка бизнес-обучения читайте в статье: Уральский рынок среднесрочного и долгосрочного бизнес-обучения. Инвестируем в умы.