Бизнес-образование для занятых людей: качество, ценности, выбор

 

Самые полезные программы обучения — краткосрочные тренинги и семинары, а главное в любой программе – ее практическая ценность и соответствие целям компании. Таковы данные исследования, проведенного E-xecutive и МИМ ЛИНК. Мы предлагаем вашему вниманию полную версию результатов исследования со сравнительным анализом мнения работодателей – руководителей и HR-ов и менеджеров других функциональных специализаций.

В какую школу пойти учиться? Какую длительность программы и форму обучения выбрать? Выпускники каких программ наиболее востребованы? Какие ценности бизнес-образования важны для вашей организации? Как правильно оценить качество бизнес-образования ваших сотрудников?

И это далеко не полный список вопросов, которые стоят перед всеми менеджерами, которые задумываются о получении дополнительного профильного образования. Чтобы узнать чего в действительности работодатели и менеджеры ожидают от программ бизнес-образования и их выпускников, E-xecutive в партнерстве с Международным Институтом Менеджмента ЛИНК провели исследование, нацеленное на понимание нужд менеджеров высшего и среднего звена в сфере бизнес-образования и выявление критериев выбора программы обучения.

Основные цели опроса:

·выяснить отношение менеджеров к бизнес-образованию;

·выявить различия между отношением к образованию работодателей (к этой группе мы условно причислили генеральное руководство и HR-директоров) и менеджеров других функциональных специализаций;

·узнать для каких целей и по каким критериям менеджеры выбирают программы обучения;

·какие компетенции в первую очередь стремятся развивать с помощью бизнес-образования менеджеры и их руководители.

Работодатели

В опросе для работодателей приняли участие 469 человек — 59,7% мужчин, 40,4% женщин. Из них 194 респондента со статусом в сообществе «Претендент», 169 – со статусом «Новичок», 38 – «Профи», 3 человека со статусом «Мастер» и 65 со статусом «Менеджер».

Возрастное распределение опрошенных можно посмотреть на этой диаграмме:

 

Региональное распределение респондентов сложилось следующим образом: 45,4% — Москва и область, 11,7% — Санкт-Петербург, другие регионы Россия и СНГ – 41,6%, другие страны – 1,3%.

Среди тех респондентов, которых мы условно отнесли к категории работодателей (генеральное руководство и HR-специалисты), 16,6% являются владельцами компаний; 25,8% — руководители компаний; крупные независимые подразделения возглавляют 16,0% респондентов этой категории; менеджеры по персоналу (HR-директор) составили– 41,6%.

Говоря о принадлежности респондентов к той или иной сфере деятельности, стоит отметить, что разброс получился значительным, участники опроса представляют 33 направления, но самое большое количество респондентов работает в области консалтинга – 14,7%, далее идут информационные и высокие технологии – 10,9%. В сфере FMCG работают 9,3% респондентов, в нефтегазовой промышленности – 5,3%. Представители всех остальных направлений набрали менее 5% от общего числа участников опроса.

Менеджеры

В опросе приняли участие 2380 респондентов, из них 61% — мужчины, 39% — женщины. Распределение членов Сообщества по статусам выглядит следующим образом: 41,1% — «Новички», 38,2% — «Менеджеры», 18,9% — «Претенденты», 1,6 – «Профи».

Если смотреть на возраст менеджеров, отнесших себя к категории наемных работников, то превалируют специалисты в возрасте до 30 лет – 54,3% прошедших опрос. Подробнее возрастное распределение респондентов можно увидеть на этой диаграмме:

Региональное распределение опрошенных в этой категории выглядит следующим образом: 50,5% — Москва и область, 11,4% — Санкт-Петербург, другие регионы Россия и СНГ – 35,6%, другие страны – 2,4%.

В общем, региональное распределение респондентов в двух категориях выглядит примерно одинаково, если рассматривать показатели Москвы и области и Санкт-Петербурга, однако среди менеджеров гораздо большее число специалистов работает за пределами России и стран СНГ, чем среди работодателей.

Разброс респондентов этой категории по сферам деятельности получился значительным: участники опроса представляют 35 направлений, но самое большое количество респондентов работают в области информационных и высоких технолгий – 10,8%, далее идет консалтинг– 9,4% и FMCG – 9,3%. В области дистрибуции и оптовой торговли работают 6,6% респондентов, в телекоммуникационном бизнесе — 6%. Представители всех остальных направлений набрали менее 5% от общего числа участников опроса.

В категории, куда мы отнесли респондентов других функциональных специализаций, преобладают функциональные менеджеры (35,6%) и менеджеры среднего звена (29,8%). Руководителей крупных независимых подразделений компаний оказалось 15,7%, линейных менеджеров – 10,4%, специалистов, занимающих неменеджерские позиции, – 8,5%.

Наиболее интересные программы бизнес-образования

Более половины участников исследования убеждены, что наиболее интересные и полезные программы для бизнес-образования, это краткосрочные тренинги и семинары. Далее данные немного разняться в зависимости от функциональной принадлежности респондентов.

Работодатели на второе место среди наиболее полезных для персонала программ ставят курсы повышения квалификации (54,9%). Анализируя представленные данные, можно сделать вывод, что топ-менеджеры отдают явное предпочтение краткосрочным программам. Все предложенные варианты они проранжировали по показателю длительности программы (см. диаграмму). Мнения представителей генерального руководства и HR-менеджмента в этом вопросе совпали, есть лишь незначительные колебания в процентах голосов, отданных тому или иному пункту.

Менеджеры других специальностей несколько иначе расставили акценты. По их мнению, второе место среди наиболее интересных для них образовательных программ (причем с минимальным отрывом от первого – 0,1%) занимает степень МВА (57,1%).

Такой разрыв во мнениях специалистов разных функциональных категорий — 57,1% у менеджеров против 39,7%у генерального руководства и HR-директоров – можно объяснить тем, что менеджеры уверены – обладание дипломом МВА и знания, полученные в процессе прохождения курса, помогают при устройстве на работу и продвижении по карьерной лестнице. А вот руководители компаний сомневаются в практической пользе обучения МВА для своих сотрудников.

Также большой разрыв в оценках респондентов, представляющих различный управленческий функционал, получил пункт «профессиональная переподготовка». Руководители оценили программы такого рода в 40,6%, поставив на третье место в рейтинге, в то время как сами менеджеры отдали этому пункту лишь 23% голосов.

Среди ответов, которые предложили сами участники опроса, наиболее часто популярными стали:

·Различные формы внутрикорпоративного обучения;

·Стажировка на других предприятиях в России и за рубежом;

·Коучинг.

Какие формы обучения вы считаете предпочтительными для бизнес-образования занятых менеджеров-практиков?

При ответе на этот вопрос мнения менеджеров различных функциональных специализаций совпали – и работодатели и менеджеры других управленческих позиций наиболее предпочтительным вариантом обучения для специалистов-практиков считают краткосрочные тренинги и семинары (73% работодателей и 61,7% менеджеров). На второе и третье места обе категории поставили методы, характерные для бизнес-школ (кейсы, лекции и т.д.) и корпоративные учебные центры соответственно.

Распределение ответов по функционалу практически не носит отличий от общих данных. Единственный момент, который стоит отметить, — это то, что HR-менеджеры намного выше, чем представители генерального руководства оценили возможности корпоративных учебных центров и университетов – 66,3% против 34,6%.

Особенности, отличающие бизнес-образование для менеджеров-практиков

76,3% опрошенных (82,6% работодателей и 75,5% менеджеров) главным фактором, которое должно отличать бизнес-образование для менеджеров-практиков, считают практическую направленность обучения. Вторым критерием программы, нацеленной на обучение практиков, респонденты сочли наличие управленческого опыта у преподавателей – 61,4%. А вот количество дипломов, званий и место работы тренеров менеджеров совершенно не интересует – им важно качество знаний, а не элитарность преподавательского состава.

Респонденты предпочитают активные методы обучения и возможность индивидуальной настройки программы под конкретного человека. За эти пункты проголосовало 43,1% (49,7% работодателей, 42% менеджеров) и 24,6% (28,8% работодателей, 23,9% менеджеров) соответственно.

Также для респондентов важны условия обучения – их удобство и совместимость с текущей работой. Так решило 48,1% опрошенных.

В этом вопросе мнение двух категорий опрашиваемых – руководителей и менеджеров других направлений совпали. Только возможность налаживания связей и обмен опыта между коллегами менеджеры оценили несколько выше, чем генеральное руководство и представители департаментов по управлению персоналом – 56,3% против 50,1%.

Ценности бизнес-образования

Главной ценностью бизнес-образования респонденты считают компетентность. За этот пункт проголосовало 85,5% работодателей и 76,8% менеджеров. Также важными критериями в глазах опрошенных являются развитие (73,8% работодателей и 67,3% менеджеров) и практичность (68,8% работодателей и 65,6% менеджеров).

Специалисты, которых мы условно отнесли к категории работодателей (генеральное руководство и HR-специалисты), гораздо выше, чем менеджеры других функциональных специализаций, ценят в образовании такие качества как надежность и гармоничность (17,4%, 13,1% у работодателей и 11,8%, 9% у менеджеров). А вот престижность бизнес-образования совершенно не волнует работодателей (3,2%), но зато является одной из приоритетных ценностей для менеджеров (14,6%).

Если сравнивать мнение представителей генерального руководства и HR-менеджмента, то будет заметно, что первые несколько выше ставят такие ценности как уверенность, гармоничность и превосходство образования, в то время как директора по персоналу отдают предпочтение современности и практичности.

Цели бизнес-образования

Основная цель, которую ставит перед собой большинство менеджеров при получении бизнес-образования, — это увеличение собственного профессионализма и уровня компетентности. Этот вариант ответа выбрали 63,8% опрошенных. Также, по мнению 58,4% менеджеров, бизнес-образование помогает успешному развитию карьеры. Собираясь заняться собственным обучением, 51,8% респондентов планируют развить и реализовать свой творческий потенциал.

Сегодня менеджеры все меньше стремятся получить знания ради знаний – это вариант ответа выбрали всего 17,2% прошедших опрос.

Однако работодатели, отправляя своих сотрудников на обучение, рассчитывают решить несколько иные задачи. И в первую очередь те, которые связаны с развитием компании. Почти семьдесят процентов опрошенных (67,1%) полагают, что обучение персонала поможет повысить конкурентоспособность их бизнеса, а 65,6% уверены, что это поможет создать успешно развивающуюся компанию.

Однако, на первое место по важности среди тех задач, которые призвано решить обучение, топ-менеджеры компаний ставят рост профессионализма и способностей сотрудников (75,1%), что полностью совпадает с приоритетами самих менеджеров. 

 

Рассматривая представленные данные можно также отметить, что приоритеты у представителей генерального руководства и HR-менеджеров относительно целей, которые призвано помочь достичь организации бизнес-образование, несколько разнятся. Генеральное руководство прежде всего волнуют стратегические задачи, такие как конкурентоспособность и развитие компании, в то время как директора по персоналу озабочены компетентностью и лояльностью персонала (см. диаграмму). Однако, проблемы завтрашнего дня – выход на международный рынок и конкуренция на равных с иностранными компаниями – больше волнуют HR-директоров, чем руководителей высшего звена. (Вариант «готовность к росту международной конкуренции» выбрали 15,8% HR-специалистов и всего 8,8% генеральных руководителей компаний.)

Умения, с которыми связано развитие компетентности при обучении

Большинство респондентов в обеих опрашиваемых категориях полагают, что основным умением, с которым непосредственно связано развитие компетентности при обучении, является системное, целостное понимание бизнеса. Такого мнения придерживаются 65,5% работодателей и 57,9% менеджеров.

А вот далее результаты достаточно сильно разняться в зависимости от функциональной принадлежности респондентов.

Генеральное руководство связывает развитие компетентности с такими умениями как повышение качества и скорости восприятия (62,1%), навыки самообразования (56.7%) и умением действовать в сложный, быстроменяющихся условиях (55,2%). А вот понимание менеджерами тенденций развития отрасли руководители высшего звена мало связывают умениями, развиваемыми бизнес-образованием – этот вариант выбрали всего 29,3% опрошенных.

Менеджеры среди умений, с которыми связано развитие компетентности при обучении, называют освоение набора управленческих инструментов, применимых к любому бизнесу (57,9%),умение действовать в быстроменяющихся условиях (52,2%), повышение качества и скорости восприятия (52,1%)и развитие навыков лидерства (50,7%).

В целом, такой выбор ответов соответствует умениям, необходимым для каждой из функциональных категорий.

Преимущества бизнес-образования международного уровня

Большинство респондентов (в целевую аудиторию не вошли генеральное руководство и HR-директора) главным преимуществом бизнес-образования международного уровня назвали возможность использования международного опыта (51,9%). 44,5% считают, что международные образовательные программы дадут им возможность общаться с зарубежными партнерами на одном языке, а 43,9% опрошенных посчитали универсальность полученных навыков одним из важнейших плюсов международного образования.

Нужно отметить, что всего лишь 23,9% придерживаются мнения, что программа международного уровня гарантирует качество обучения.

Распределение мнений респондентов, которых мы отнесли к категории работодателей, относительно того, как российский бизнес может участвовать в развитии и повышении качества бизнес-образования, можно увидеть на диаграмме:

Практическая отдача от обучения

Как показывают результаты опроса, в большинстве случаев (70,6%) работодатели под практической отдачей понимают нацеленность программы обучения на достижение стратегических целей компании. Почти равное количество опрошенных – чуть более 59% — считает, что отдача от обучения непосредственно связана с экономическим эффектом развития персонала и ростом активности и квалификации менеджеров. По мнению, 44,4% руководителей, чтобы программа обучения была полезна, она должна обязательно включать темы, важные для текущей ситуации и развития организации. А 31,6% опрошенных полагают, что практическая польза должна заключаться в повышении лояльности сотрудников.

Но сами менеджеры понимают под практической пользой от обучения в первую очередь получение знаний и навыков, необходимых в работе (66,3%). Обучение должно давать специалисту конкретные идее и управленческие навыки – так полагают 59,8% опрошенных. 47 % респондентов, считают, что обучение должно помочь менеджеру в его карьерном росте, и в этом заключается один из аспектов его практической пользы.

В основном менеджеры среднего и низшего звена убеждены, что польза от обучения должна заключаться в приобретении знаний и навыков, так или иначе помогающих решать задачи, которое руководство ставит перед ними ежедневно.

38,6% прошедших опрос полагают, что деньги, вложенные в образование, должны окупаться, только тогда от него есть практическая польза.

От чего зависит качество программы бизнес-образования

Большинство респондентов, при оценке качества бизнес-образования внимательно смотрят на организацию процесса обучения. За этот вариант проголосовало 60,5% работодателей и 64,1% менеджеров. Далее, по мнению опрошенных, стоит обратить внимание на уникальность учебных программ и квалификацию преподавательского состава – так думают около 54% специалистов обоих категорий. Эти два аспекта являются приоритетными при определении места обучения у менеджеров всех функциональных категорий.

А вот отзывам студентов и выпускников школ более склонны доверять руководители высшего звена (51,4% против 37,1%), в то время как менеджеры предпочитают ориентироваться на собственное впечатление (39,7%) и соотношение получаемых от обучения выгод и цены (39,7%).

Что лучше подтверждает качество программ бизнес-образования?

Большинство респондентов (70,7%)считают, что безусловной гарантией качества обучения является мнение независимых экспертов. Так решили 75% работодателей и 71,9% менеджеров. На втором месте по уровню доверия у специалистов находятся отзывы выпускников (56,4%), их мнению доверяют больше, чем документам, подтверждающим соответствие программы обучения стандартам управленческой компетенции, или публикуемым рейтингам.

Более подробно распределение данных можно посмотреть на диаграмме:

На какую информацию при выборе учебного заведения для получения бизнес-образования ориентируются респонденты

64,1% работодателей при выборе учебного заведения для своих сотрудников опираются на мнение коллег и знакомых (58%) и только потом изучают список известных школ и университетов. Выбору своих сотрудников доверяют 18% руководителей высшего звена.

Менеджеры, наоборот, подходят к выбору места обучения более академично – сначала изучая список известных школ (61,1%) и только потом спрашивая мнения коллег и знакомых (56,2%). Такое распределение этих вариантов ответов по функциональным категориям связано, скорее всего, с кругом общения респондентов. Большинство руководителей так или иначе сталкивались в своей жизни со многими учебными заведениями – или обучаясь сами, или выбирая программу для персонала, поэтому их знание предмета во много раз выше, чем у рядовых менеджеров.

Какие из перечисленных ниже российских программ МВА имеют аккредитацию международной ассоциации МВА (АМВА)?

Около 50% респондентов затруднилось дать ответ на этот вопрос. Среди оставшихся вариантов ответов лидирует МИМЛ, далее идут АНХ и Стокгольмская школа экономики.

Программы МВА каких из перечисленных ниже западных университетов, представленных в России, имеют тройную аккредитацию АМВА, EFMD, AACSВ?

Распределение мнений при ответе на этот вопрос отражает следующие диаграмма:

Выводы:

1. Более половины участников исследования убеждены, что наиболее интересные и полезные программы для бизнес-образования — это краткосрочные тренинги и семинары. Однако менеджеры, в отличие от работодателей, на второе место по популярности ставят программы МВА.

2. Наиболее предпочтительными вариантами обучения для специалистов-практиков респонденты считают краткосрочные тренинги и семинары, методы, характерные для бизнес-школ (кейсы, лекции и т.д.) и корпоративные учебные центры.

3. По мнению опрошенных, главным фактором, который должен отличать бизнес-образование для менеджеров-практиков, является практическая направленность обучения. Вторым критерием, необходимым для обучения практиков, респонденты сочли наличие управленческого опыта у преподавателей.

4. Элитарность преподавательского состава не влияет на выбор программы обучения.

5. Главными ценностями бизнес-образования респонденты считают компетентность, развитие и практичность.

6. Основная цель, которую ставит перед собой большинство менеджеров при получении бизнес-образования, — это увеличение собственного профессионализма и уровня компетентности. А работодатели, выбирая программу обучения для сотрудников, планируют решить задачи, связанные с развитием компании.

7. Большинство респондентов в обеих опрашиваемых категориях полагают, что основным умением, с которым непосредственно связано развитие компетентности при обучении, это системное, целостное понимание бизнеса.

8. По мнению прошедших опрос менеджеров (в целевую аудиторию не вошли генеральное руководство и HR-директора) главным преимуществом бизнес-образования международного уровня является возможность использования международного опыта и возможность общаться с зарубежными партнерами на одном языке.

9. Как показывают результаты опроса, в большинстве случаев работодатели под практической отдачей понимают нацеленность программы обучения на достижение стратегических целей компании. Но сами менеджеры главной практической пользой обучения считают получение знаний и навыков, необходимых в работе.

10. Большинство респондентов, при оценке качества бизнес-образования внимательно смотрят на организацию процесса обучения. Далее, по мнению опрошенных, стоит обратить внимание на уникальность учебных программ и квалификацию преподавательского состава.

11. Большинство респондентов считают, что безусловной гарантией качества обучения является мнение независимых экспертов.

12. Работодатели при выборе учебного заведения для своих сотрудников опираются на мнение коллег и знакомых и только потом изучают список известных школ и университетов. Менеджеры, наоборот, подходят к выбору места обучения более академично – сначала изучая список известных школ и только потом спрашивая мнения коллег и знакомых.

Материал подготовила Александра Сычева, обработку статистических данных подготовила Екатерина Арутюнова, E-xecutive