Топ–20 лучших бизнес-школ мира — 2007

 

Как составлялся рэнкинг

В девятый раз Financial Times публикует рэнкинг программ full-time MBA. За это время число школ, включаемых в рейтинг, выросло вдвое, а их выпускники стали более активно участвовать в исследованиях FT.

При подготовке первого рэнкинга в 1999 г. анкеты были разосланы почти 14 000 выпускникам бизнес-школ, закончившим их тремя годами ранее. Из них ответили 25%, а в итоговый список были включены 50 школ. В этом году электронные анкеты получили почти 23 000 бывших студентов, из которых ответили более 10 000 (44%, на 8% больше, чем в прошлом году).

Процесс сбора данных начался в июле 2006 г., и поначалу в нем участвовали 155 бизнес-школ. Чтобы участвовать в рэнкинге программ МВА FT, школа должна иметь международную аккредитацию AACSB, AMBA или Equis; программа full-time MBA должна быть запущена не менее пяти лет назад; первый выпуск по этой программе должен был состояться не менее трех лет назад. Кроме того, выпуски 2003-2005 гг. должны насчитывать не менее 30 слушателей каждый.

Из 155 бизнес-школ, которые начали участвовать в исследовании, 42 были впоследствии отсеяны, так как их выпускники предоставили FT недостаточно информации. По правилам составления рэнкинга FT школа допускается к участию в рэнкинге, если на анкеты ответили по крайней мере 20% выпускников трехлетней давности, а если на курсе училось меньше 100 человек, то число ответов должно быть не меньше 20. В итоговый рейтинг вошли первые 100 из оставшихся 113 бизнес-школ.

Недосягаемые лидеры

В десятке ведущих школ рэнкинга общая ситуация по сравнению с прошлым годом изменилась несильно. Девять из них занимают места в группе лидеров с завидным постоянством в течение последних трех лет, а восемь входят в почетный список на протяжении последних шести лет. Лидером списка по-прежнему остается школа Wharton при University of Pennsylvania. На протяжении последних семи лет она уходит в далекий отрыв от группы догоняющих. На этот раз, благодаря высоким зарплатам своих выпускников и масштабной научной работе, Wharton так далеко оторвался от соотечественников в лице Columbia Business School, что последним пришлось бы повысить свой результат на 14%, чтобы сравняться с лидером.

Wharton значительно опередила соперников и еще по одному параметру — “Рекомендации выпускников”.

Впрочем, Columbia Business School, обладатель почетного второго места, в нынешнем рэнкинге поднялась на две позиции по сравнению с предыдущим — в десятке лидеров это самый значительный шаг вперед. Повысили свои результаты и другие школы десятки сильнейших — Harvard Business School и Stanford University Graduate School of Business. Главный секрет успеха Columbia Business School — высокая взвешенная зарплата и хороший результат процентного роста зарплат.

“Поступая в бизнес-школу, я не имел четких планов карьерного роста, — написал в анкете один из выпускников этой школы. — Завершив учебу по программе МВА, я сменил много самых разных позиций. Неизменным оставалось одно: высокий статус моего диплома МВА из Columbia Business School. Это и новые связи, и высокий статус этой степени, и просто прекрасное образование. Если бы я не пришел сюда учиться, вся моя жизнь была бы совершенно другой”.

Дорога вверх

За пределами “золотой десятки” в нынешнем рэнкинге по сравнению с прошлогодним произошло несколько крупных перемен. Отчасти это отразилось на распределении результатов по всей вертикали списка. Если Wharton ушел в далекий отрыв от группы лидеров, то разница между другими школами, как правило, гораздо меньше. Это видно из того, что несколько школ оказываются вынуждены делить одну позицию. Более того, преодолеть путь вверх из нижней четверти таблицы до ее середины требует от бизнес-школ куда меньших усилий, чем, казалось бы, более скромный шаг с шестой позиции на третью.

Самый дальний скачок совершила Paul Merage School of Business при University of California, Ирвин. В этом году она поднялась на 33 позиции и заняла 49-ю строчку рэнкинга. Это одна из немногих школ, где процентный рост зарплаты выпускника выше прошлогоднего результата, равно как и карьерный рост выпускников.

Два источника информации

Рэнкинг составлен на основании данных, полученных из двух основных источников, — ответов на вопросы анкеты для бизнес-школ и на вопросы отдельной анкеты — для выпускников, закончивших курс три года назад (в 2003 г.). Критерии оценки распределены по трем основным группам: зарплаты выпускников и их карьерные достижения; разносторонность школы и программы МВА и степень их интернационализации; возможности для ведения научной работы.

Из 20 критериев, использующихся для составления рэнкинга, восемь основаны на информации из анкет, заполненных выпускниками, от критерия “Взвешенная зарплата” до “Международная мобильность”. Из этих восьми критериев семь основаны на данных, собранных FT за три года. Данные для рэнкинга FT MBA 2007 (полученные от выпускников 2003 г.) имеют вес 50%, а данные для рейтингов 2005 г. и 2006 г. — по 25%. В тех случаях, когда имеются адекватные данные лишь за два года, их вес распределяется в соотношении 60:40 для данных за 2007/2006 гг. или 70:30 — для данных за 2007/2005 гг.

Восьмой критерий, “Окупаемость расходов”, основан на данных только за последний год.

Первые три критерия в таблице анализируют данные выпускников о зарплате и включают два компонента рэнкинга с наибольшими весами: “Взвешенная зарплата” и “Рост зарплаты в процентах”. В совокупности на эти два критерия приходится 40% веса оценки каждой школы.

Прежде чем использовать данные о зарплате для составления рейтинга, предпринимаются следующие действия. Во-первых, исключаются данные о зарплате выпускников, работающих в некоммерческих и государственных организациях, а также тех, кто сейчас является студентом, обучаясь на очном отделении. Затем на основании публикуемых Всемирным банком курсов валют по паритету покупательной способности все данные по зарплатам переводятся в доллары США. Это позволяет стандартизировать и сравнивать данные о зарплатах выпускников, живущих в разных странах, где деньги имеют различную покупательную способность.

После этого отсекаются самые высокие и самые низкие зарплаты и для каждой школы рассчитывается средний показатель зарплаты. Данные о средней зарплате также взвешиваются, чтобы отражать различия в зарплате в разных секторах. Веса определяются по сетке секторов, в которых сейчас работают выпускники.

“Процентный рост зарплаты” рассчитывается на основании разницы между средней зарплатой в долларах по паритету покупательной способности для каждой школы за период до начала обучения и сегодняшним днем (т. е. 4-5 лет). Из всего числа школ только у 23 процентный рост зарплат выпускников оказался выше, чем в прошлом году. Из них восемь школ — британские.

Средняя зарплата — $120 000 в год

Сегодня выпускники программ МВА 2003 г. — а их средний возраст составляет на сегодняшний день всего 33 года — получают в среднем $120 000 в год. Те же, кто сумел поступить на одну из программ МВА первой десятки школ рэнкинга FT MBA 2007, получают в среднем по $150 000 в год.

Еще 11 критериев рассчитываются на основании данных, полученных от бизнес-школ. В их числе статистика занятости, информация о национальной и половой принадлежности студентов, факультетах и руководстве школы, о числе полученных докторских степеней.

Последние три критерия используются для оценки результатов школы в области научно-исследовательской деятельности. Данные в последней колонке таблицы “Позиция по научным исследованиям” берутся из базы данных FT, в которой содержатся публикации в научных и прикладных журналах за последние три года. Эта оценка рассчитывается, исходя из числа статей, опубликованных преподавателями школы в 40 наиболее престижных научных и практических периодических изданиях. За каждую публикацию школа, в которой в данный момент работает автор, получает один балл. Если статья писалась в соавторстве — то доли балла, в зависимости от числа соавторов. Окончательный показатель рассчитывается с учетом численности преподавательского коллектива. Этот критерий — один из наиболее значимых. Его вес составляет 10%.

И наконец, данные по каждому критерию пересчитываются по так называемому методу z-score. Этот метод учитывает не только различия между школами, но и весь диапазон оценок по конкретному критерию между лидером и школой, замыкающей список. Каждый критерий имеет свой вес в соответствии со своей значимостью (см. ключ к таблице). Этот вес выражается в баллах, а результат умножается на показатель z-score для каждой школы в отдельности. Средняя взвешенная показателей z-score по каждому параметру и определяет место школы в рэнкинге. (FT, 29.01.2007, Михаил Оверченко)

Топ–20 бизнес-школ:

Бизнес-школа

Страна

Место в рейтинге

University of Pennsylvania: Wharton

США

1

Columbia Business School

США

2

Stanford University GSB

США

3

Harvard Business School

США

3

London Business School

Великобритания

5

University of Chicago GSB

США

6

Insead

Франция/Сингапур

7

New York University: Stern

США

8

Dartmouth College: Tuck

США

9

Yale School of Management

США

10

CEIBS

Китай

11

Instituto de Empresa

Испания

11

IMD

Швейцария

13

MIT: Sloan

США

14

University of Cambridge: Judge

Великобритания

15

Iese Business School

Испания

16

UCLA: Anderson

США

17

HEC Paris

Франция

18

Northwestern University: Kellogg

США

19

University of Oxford: Said

Великобритания

19

University of Michigan: Ross

США

19

Как распутать рэнкинг

Похоже, что впервые традиционные рэнкинги бизнес-школ начинают терять свою значимость для желающих поступить на программу МВА. По результатам наиболее масштабного опроса среди потенциальных абитуриентов рэнкинги перестают быть главным фактором при выборе программы МВА. Теперь они в первую очередь обращают внимание на репутацию школы, затем — на шансы успешного трудоустройства, окупаемость затрат на обучение, возможность получения финансовой помощи, а также список предметов, на которых специализируется школа.

TopMBA.com опросила 5000 человек, участвовавших в прошлом году в Мировом туре МВА (World MBA Tour). Все они должны были ответить, что имеет для них наиболее важное значение при выборе бизнес-школы. Такое соображение, как рэнкинг школы, в предыдущие годы неизменно оказывавшееся на 1-м или 2-м месте, на сей раз оказалось только на шестом.

В последние 10 лет в секторе бизнес-образования разразился бум на составление рэнкингов школ. Регулярно публиковать рэнкинги стали такие крупные издания, как Financial Times, Business Week и The Wall Street Journal. Интерес к рэнкингам до сих пор был настолько высок, что выпуски с этими материалами расходились гораздо быстрее прочих. Но сейчас польза рэнкингов многим уже не кажется бесспорной, их критикуют за предоставление не вполне точной информации и формирование у будущих студентов МВА некоего “стадного чувства” по отношению к нескольким школам, что никому не идет на пользу.

В самих бизнес-школах к рэнкингам относятся по-разному. Хотя Wharton School часто занимает в них первые места, ее декан Пэт Харкер полагает, что, “по общему мнению (выпускников и преподавателей различных школ), в методиках составления рэнкингов существуют серьезные изъяны”. “Некоторые думают, что если рэнкинги помогают, то совершенно не важно, что они неточны или дают далеко не полное представление о школе, — отмечает он. — Однако приходится выбирать: мы либо соглашаемся с ошибочными и непоследовательными методами, либо не боимся говорить об этом вслух и предлагаем лучшую — с точки зрения информации — альтернативу и работаем со СМИ, чтобы они имели возможность публиковать более полезные и объективные данные”.

А вот Ким Китинг, PR-директор Tuck School of Business, уверена, что роль рэнкингов очень важна. “Они стали такими популярными, — отмечает она, — я полагаю, что они многим помогут получить больше информации про бизнес-школы”. По мнению Китинг, с несовершенством рэнкингов следует мириться.

Декан HEC School of Management Бернар Раманантсоа говорит, что рэнкинги не способны адекватно отражать культурные особенности. Между тем в некоторых европейских странах именно из-за этого программы МВА могут сильно отличаться от популярной в США стандартной двухлетней МВА. Раманантсоа утверждает, что его школа — одна из лучших в мире, но в рамках рэнкинга ей невозможно дать точную оценку, поскольку методики составления рэнкингов не позволяют учитывать особенности французской культурной среды, в которой эта школа существует. HEC финансируется Торговой палатой Парижа, требующей от школы соблюдения некоторых культурных традиций.

Чтобы помочь абитуриентам и преподавателям, TopMBA.com тоже разработала систему TopMBA.com/Scorecard, позволяющую абитуриентам составлять собственные рэнкинги на основе перепроверенных данных. TopMBA.com проводит опросы рекрутеров и бизнес-школ по итогам Мирового тура МВА с 1990 г., т. е. на семь лет дольше, чем составляет свои рэнкинги FT. “Мне нравится методика, используемая в исследованиях TopMBA.com, — говорит Хелле Йенсен из INSEAD, — это надежный и разумный подход для оценки бизнес-школ”.

Так каким же образом будущие студенты МВА могут использовать рэнкинги Financial Times, Business Week, The Wall Street Journal или исследований TopMBA.com?

Во-первых, при выборе школы не стоит полагаться только на ее итоговый рэнкинг. Посмотрите на баллы по отдельным показателям и подумайте, насколько важен для вас именно этот критерий. За исключением нескольких лучших школ, неизменно занимающих высшие строчки в различных списках, результаты остальных школ сильно различаются в зависимости от рэнкинга. Дело в том, что при составлении каждого рэнкинга применяется собственная методика. Поэтому всякий раз перед тем, как воспользоваться тем или иным списком, необходимо обращать внимание на методику, использованную при его составлении.

В рэнкингах Business Week качество программ МВА оценивается по трем критериям: насколько доволен студент, насколько доволен работодатель и насколько результативна исследовательская работа школы. Его главный недостаток в ориентации на американских рекрутеров и студентов (доля европейских студентов, участвующих в опросах, редко превышает 10%). К тому же студенты хвалят свою школу, так как заинтересованы в том, чтобы ее рэнкинг рос. Наконец, рэнкинг Business Week оценивает уровень академических исследований школы на основе публикаций ее преподавателей в американских научных журналах. А вот качество исследований неамериканских бизнес-школ, чьи преподаватели обычно публикуются в неамериканских журналах, рэнкинги Business Week оценить не могут.

FT полагается на более объективные показатели и не включает в свои исследования мнения рекрутеров. Главный критерий рэнкингов FT — “зарплата выпускников через три года после окончания школы”, за ним идут “рейтинг академических исследований школы” и “количество студентов, впоследствии получающих докторскую степень”. По сравнению с Business Week и WSJ рэнкинги FT более масштабны и позволяют напрямую сравнивать американские и международные программы МВА. Ограниченность методики FT проявляется при сопоставлении одно- и двухлетних программ МВА. Кроме того, выбор в качестве основного критерия зарплаты выпускника может исказить результаты в пользу школ, имеющих сильные связи с инвестбанками. В рэнкингах FT более высокие позиции занимают школы, расположенные на Восточном побережье США.

Рэнкинги WSJ основаны на критериях, которыми больше не пользуется никто. Рекрутерам, например, предлагается оценить собственный опыт работы с той или иной школой и составить профиль выпускника этих школ, при этом не учитывая качество самих школ. Кроме того, в рэнкингах WSJ не учитывается разница между выпускниками, возвращающимися в кампус, и независимыми рекрутерами.

Исследование World MBA Tour / TopMBA.com основывается на информации, полученной от международных рекрутеров, которые работают с выпускниками МВА. TopMBA.com дает возможность будущим студентам МВА создавать в режиме онлайн собственные рэнкинги школ. Школы можно выбирать из списка по 20 критериям, а затем расположить их по местам на основании собственных предпочтений. Информация о школах основана на данных, полученных от рекрутеров и школ.

В конечном счете главная проблема с рэнкингами заключается в том, что они претендуют на объективность в сфере, которая по определению очень личная и субъективная. Пользователи вынуждены тщательно изучать каждый рэнкинг и выбирать те критерии, которые могут сообщить им полезную информацию об интересующих школах. (FT, 29.01.2007, Татьяна Бочкарева).

Использованы материалы исследований журнала Financial Times и газеты «Ведомости»