В 2006 г. Национальный проект «Образование» получил новое измерение: кроме дополнительного финансирования общеобразовательных школ были выделены средства и на дополнительные бюджетные вливания в вузы, которые способны сделать что-то новое и важное для развития системы образования и науки, региона и страны – одним словом инновационные вузы. Инновационные вузы должны отбираться в ходе конкурса образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007 — 2008 гг., объявленного Министерством образования и науки РФ. (Постановление Правительства РФ от 14.02.2006 №89).
Из 200 вузов, подавших заявки в конкурсе 2006 г., победителями стали 17 вузов, представивших наиболее полные и перспективные программ инновационного развития. В 2006-2007 гг. вузы-победители получают государственную поддержку объемом от 400 млн. до 1млрд. руб. (всего в 2006 – 5 млрд. руб., и столько же в 2007 г.).
1 декабря 2006 г. Министерство образования и науки объявило о начале нового конкурса инновационных вузов, представляющих свои инновационные программы, реализация которых предусматривается в течение 2007–2008 гг. Предполагается, что общее число вузов, отобранных во втором конкурсе, составит около 40 и они получат 10 млрд. руб. в 2007 г. и столько же в 2008 г.
Размеры грантов, на которые могут претендовать вузы во втором конкурсе — от 200 млн. до 1млрд. руб., при условии софинансирования программ из внебюджетных средств вуза — не менее 20% от запрашиваемого объема федеральных средств.
По словам Министра образования и науки А.Фурсенко, основная цель государственной поддержки вузов — развитие инновационной деятельности в высшей школе, развитие науки, то есть всего того, что может обеспечить формирование экономики, основанной на знаниях; решение задач поддержки экономического и социального потенциала регионов, в которых они находятся, задач интеграции вуза с промышленными и научными структурами.
Согласно разработанной Министерством образования и науки методике отбора инновационных вузов, реализация инновационной программы вуза должна вести к качественному изменению уровня образования, научных разработок и эффективности их внедрения, а привлекаемые ресурсы должны соответствовать масштабу заявленных программой задач; оцениваются также эффективность организационной и финансовой поддержки программы внешними партнерами вуза и ожидаемые эффекты в экономической, социальной и научной сферах.
Специалистами Независимого рейтингового агентства в сфере образования «РейтОР» при поддержке экспертов в сфере инновационного образования отобраны 50 вузов из примерно 250, подавших заявки на участие и проранжированы по экспертной оценке инновационного потенциала каждого из вузов. (Естественно, в этот рейтинг не вошли 17 победителей прошлогоднего конкурса).
Оценены следующие составляющие инновационного потенциала:
·Материальная и интеллектуальная база инновационной деятельности
·Эффективность научной и инновационно-технологической деятельности
·Развитие преподавательских и исследовательских кадров
·Разработка и внедрение новых образовательных программ, востребованных работодателями
В первую очередь, оценивались исследовательские возможности вузов, поэтому в составленном рейтинге велико присутствие технических и технологических вузов, в то же время начата работа по оценке достижений вузов в преподавании и исследованиях в социальной и гуманитарной сферах.
Представляемый рейтинг отражает консолидированную оценку привлеченных агентством экспертом и ни в коем случае не претендует на истину в последней инстанции. Хотелось бы подчеркнуть, что при составлении рейтинга не принимались во внимание обычные в такого рода конкурсах политические и административные мотивы. В частности, проигнорирована рекомендация (конкурсной комиссии) внимательно отнестись к заявкам региональных вузов, пусть и не обладающих известным именем, которое у всех на слуху.
Суммарный объем финансирования выбранной полусотни составляет более 21 млрд. руб. при планируемом объеме софинансирования около 7 млрд. руб. Соответственно, выбираемые экспертной комиссией Министерства образования и науки РФ примерно 40 инновационных вузов должны удовлетворить условию непревышения планируемой величины суммарного объема финансирования – 20 млрд. руб. на 2 года.
Рейтинг инновационных вузов — 2007
Место |
Вуз |
Тема заявки |
Объем финанси-рования, млн. руб |
Объем софинанси-рования, млн. руб |
1 |
Московский инженерно-физический институт |
Инновационная программа инженерно-физического образования для нового этапа развития ядерной науки и промышленности |
450 |
105 |
2 |
ГОУ ВПО «Томский политехнический университет» |
Инновационная образовательная программа развития в университете опережающей подготовки элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники |
800 |
160 |
3 |
ГОУ ВПО «Московский энергетический институт (ТУ)» |
Подготовка кадров с новыми профессиональными компетенциями для энергетики на базе учебно-исследовательского комплекса «технический университет — генерирующее предприятие» |
580 |
160 |
4 |
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный университет» |
Инновационные образовательные программы и технологии, реализуемые на принципах партнерства классического университета, науки, бизнеса и государства |
930 |
186 |
5 |
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет |
Развитие политехнической системы подготовки кадров в инновационной среде науки и высокотехнологичных производств Северо-Западного региона России |
800 |
170,2 |
6 |
ГОУ ВПО «Уральский государственный университет» |
Опережающая подготовка по прорывным направлениям развития науки, техники и гражданского общества на основе формирования инновационно-образовательного пространства классического университета в партнерстве с академической наукой, бизнесом, органами власти с использованием мирового опыта в области качества образования и образовательных технологий |
510 |
125 |
7 |
ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет» |
Формирование профессиональных компетенций выпускников на основе научно-образовательных центров для базовых отраслей Уральского региона |
655 |
194 |
8 |
ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет» |
Программа подготовки специалистов для приоритетных высокотехнологичных отраслей инновационной экономики страны |
760 |
163,371 |
9 |
Обнинский государственный технический университет атомной энергетики |
Создание на базе Обнинского государственного технического университета атомной энергетики и научно-производственного комплекса первого наукограда России инновационно-образовательной системы подготовки высококвалифицированных и современных кадров для обеспечения экологически безопасного и устойчивого развития регионов Российской Федерации, обладающих объектами ядерной энергетики |
200 |
42,447 |
10 |
ГОУ ВПО «Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет) |
Развитие технического университета в интересах государства и личности: интегрирующие научно-образовательные мезоструктуры |
237 |
103,8 |
11 |
ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» |
Разработка и внедрение перспективных инновационных технологий для подготовки специалистов высшей квалификации в области аэрокосмического приборостроения |
551 |
138 |
12 |
ГОУ ВПО «Балтийский государственный технический университет «Военмех» |
От низкотехнологичных решений к инновационной стратегии развития военно-промышленного комплекса |
200 |
40 |
13 |
ГОУ ВПО «Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)» |
Развитие ЮРГТУ (НПИ) как системообразующего технического университета инновационного типа, обеспечивающего высокое качество и конкурентоспособность выпускаемых специалистов на основе формирования у них знаниевых и профессиональных компетенций для инновационной деятельности |
598 |
120 |
14 |
Российская Экономическая Академия им. Г.В. Плеханова |
Развитие инновационных клиентоориентированных образовательных программ на основе когнитивных технологий и реинжиниринга вуза |
447,368 |
94,873 |
15 |
ГОУ ВПО «Российский химико-технологический университет им. Менделеева» |
Подготовка специалистов, обеспечивающих разработку и производство безопасной и конкурентоспособной на мировом рынке химической продукции и новых материалов, в условиях перехода России к устойчивому развитию |
500 |
120 |
16 |
Московский государственный институт международных отношений (университет) |
Формирование системы компетенций для профессиональной деятельности в международной среде в интересах укрепления позиций России |
650 |
130 |
17 |
Российский государственный университет нефти и газа им. Губкина |
Развитие инновационных профессиональных компетенций в новой среде обучения — виртуальной среде профессиональной деятельности |
405 |
104 |
18 |
ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов» |
Создание комплекса инновационных образовательных программ и формирование инновационной образовательной среды, позволяющих эффективно реализовывать государственные интересы РФ через систему экспорта образовательных услуг |
600 |
120 |
19 |
ГОУ ВПО «Московский государственный технический университет «Станкин» |
Инновационная образовательная программа подготовки высококвалифицированных инженерных кадров для развития отечественного научно-технологического комплекса и создания на его базе конкурентоспособной машиностроительной продукции |
220 |
50 |
20 |
ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный технологический институт» |
Ресурсное, информационное и интеллектуальное обеспечение повышения качества образования при подготовке кадров в области новых материалов и химических технологий по приоритетным направлениям науки и техники |
400 |
120 |
21 |
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов |
Повышение конкурентоспособности российского экономического образования на основе инновационного обеспечения международных образовательных и научно-исследовательских программ |
609,679 |
195,04 |
22 |
ГОУ ВПО «Петербургский государственный университет путей сообщения» |
Инновационная образовательно-научная подготовка кадров для реализации национальных проектов в области строительства |
500 |
160 |
23 |
ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики» |
Инновационная система подготовки специалистов нового поколения в области информационных и оптических технологий |
600 |
120 |
24 |
Новосибирский государственный технический университет |
Интегрированная образовательная программа «Высокие технологии» (подготовка специалистов в области новых материалов и технологий, мехатроники и автоматизации, информационных технологий) |
600 |
120 |
25 |
Нижегородский государственный технический университет |
Образовательно-научный инновационный центр техники и технологий промышленного комплекса Нижегородского региона |
400 |
109,75 |
26 |
ФГОУ ВПО «Поморский государственный университет им. Ломоносова» |
Формирование инновационного потенциала устойчивого социально-ориентированного развития северных территорий |
450 |
100 |
27 |
ГОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» |
Подготовка специалистов в области строительства, создающих безопасную и комфортную среду жизнедеятельности |
556,5 |
143,5 |
28 |
ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет» |
Образовательные и научные программы подготовки кадров в Тамбовском государственном техническом университете для региональной инновационной экономики устойчивого развития |
400 |
80 |
29 |
ГОУ ВПО «Тульский государственный университет» |
Инновационная образовательная программа подготовки нового поколения специалистов для высокотехнологичных производств оборонно-промышленного комплекса |
600 |
120 |
30 |
Омский государственный технический университет |
Научно-образовательный центр «Микро- и нанотехнологии»: Развитие инновационной образовательной системы подготовки специалистов мирового уровня для приоритетных отраслей промышленности на основе микро- и нанотехнологий |
400 |
80 |
31 |
ГОУ ВПО «Московский государственный университет геодезии и картографии» |
Инновационное развитие образовательного процесса подготовки специалистов мирового уровня в области космической геодезии и навигации, картографии и геоинформатики |
250 |
50 |
32 |
ГОУ ВПО МАТИ-Российский государственный технологический университет им. Циолковского |
Опережающие инновации в области подготовки и переподготовки специалистов, обладающих высоким уровнем компетенций в перспективных технологиях развития аэрокосмического комплекса |
442,6 |
88,63 |
33 |
ГОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия» |
Инновационный образовательный комплекс лесного сектора |
560 |
397 |
34 |
Московский государственный горный университет |
Формирование инновационного корпуса горных инженеров России |
400 |
100 |
35 |
ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» |
Формирование системы инновационного непрерывного образования в Дагестанском государственном университете |
300 |
60 |
36 |
ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича» |
Создание инновационно-образовательной среды современного университета телекоммуникаций и подготовка кадров мирового уровня |
600 |
600 |
37 |
ГОУ ВПО «Московский технический университет связи и информатики» |
Развитие и становление инновационного центра в системе профессионального образования и переподготовки конкурентоспособных кадров для отрасли информационных технологий и связи |
260 |
65 |
38 |
ГОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет»
РейтОР
|