Исследование: В «Крокодиле» без цензуры высмеивали только проблемы ЖКХ

Смех сквозь «Крокодиловы» слезы

Проблемы ЖКХ, перегибы на местах и восхваление московских достижений становились темами сатирического журнала «Крокодил», который изучил ведущий научный сотрудник Московского городского педагогического университета, доктор исторических наук Иван Гринько. Он рассказал, как в условиях цензуры «Крокодил» умудрялся веселить советских граждан и не критиковать столицу на страницах партийного издания.

Ученые Иван Гринько и Анна Шевцова, изучив все номера сатирического журнала с 1950 по 1991 год, посчитали «Крокодил» надежным источником сведений о городской антропологии в Советском Союзе. Исследование «Город и проблемы урбанистики в дискурсах советской сатиры» они представили на Большой научной конференции в МГПУ.

Редакционная политика «Крокодила» была темой заседаний ЦК КПСС. Однако это не мешало авторам, среди которых были не самые «удобные» писатели Людмила Петрушевская и Сергей Довлатов, художники Борис Ефимов и Сергей Ёлкин, шутить на остросоциальные и злободневные темы, такие как бесхозяйственность и бюрократизм чиновников, необходимость лебезить перед начальством, безалаберность и хищение социалистической собственности. Высмеивались и простые человеческие слабости – тунеядство, пьянство, хулиганство и мещанство.

Если в середине 50-х одним из постоянных объектов насмешек в сфере городского ландшафта были архитектурные излишества («Где надо, где не надо, всюду – колоннада»), то в 70-е актуальной темой стали минусы типовой застройки, тогда как раз вышла картина «Ирония судьбы».

В строящихся ускоренными темпами новых кварталах хватало и других проблем: с дорогами, тротуарами, общественным транспортом, сферой услуг и водоснабжением. Высмеивание коммунальных недостатков было актуально для всех городов страны, которые на карикатурах чаще всего изображали абстрактными, без географических привязок.

Лишь про Москву обычно говорили в восторженно-позитивном ключе. Расхваливали новые станции метрополитена, быстрые темпы газификации. Чтобы обозначить, что речь идет именно о столице, изображали знаковые, узнаваемые объекты: ВДНХ, Большой театр, Третьяковскую галерею, Кремль.

За 40 лет, исследованных учеными, о московских проблемах на страницах «Крокодила» писали буквально пару раз. В 1959 году редакция журнала вышла в рейд по новому юго-западному району и заклеймила найденные там квартиры с клопами и тараканами.

В конце 80-х под язвительное перо карикатуристов попало обилие англоязычных вывесок в центре города, которые контрастировали с памятником Пушкину.

«Крокодил» ушел в прошлое вместе с Советским Союзом, не выдержав, в том числе, конкуренции с пришедшими ему на смену новыми форматами юмора и сатиры. Но остался своеобразным музеем – кладезем знаний о прошедшей эпохе.

Логотип МГПУ
Московский городской педагогический университет (МГПУ)

(499) 181-24-62 Официальный сайт

Московский городской — лидирующий педагогический университет России по качеству приема. Более 20 лет мы готовим лучшие кадры для города и гордимся своими выпускниками. Мы находимся в каждом округе столицы и имеем более 40 адресов учебных площадок.

Другие по теме

Проректор МГПУ: не искусственный интеллект заменит специалистов, а их коллеги, владеющие навыками работы с ИИ

Руслан Сулейманов прокомментировал общественные дискуссии, вызванные решением МГПУ разрешить студентам использование нейросетей при подготовке курсовых и дипломных работ.

Олимпиаду по транспортному дизайну проведут в Московском Политехе

В 2024 году Московский Политех проведет для абитуриентов Олимпиаду по транспортному и промышленному дизайну

Курсы онлайн

Повышение квалификации и профпереподготовка. Тренинги и семинары

Программы МВА

для руководителей среднего и высшего звена. Пройдите обучение MBA в престижных бизнес-школах России!