Проблемы ЖКХ, перегибы на местах и восхваление московских достижений становились темами сатирического журнала «Крокодил», который изучил ведущий научный сотрудник Московского городского педагогического университета, доктор исторических наук Иван Гринько. Он рассказал, как в условиях цензуры «Крокодил» умудрялся веселить советских граждан и не критиковать столицу на страницах партийного издания.
Ученые Иван Гринько и Анна Шевцова, изучив все номера сатирического журнала с 1950 по 1991 год, посчитали «Крокодил» надежным источником сведений о городской антропологии в Советском Союзе. Исследование «Город и проблемы урбанистики в дискурсах советской сатиры» они представили на Большой научной конференции в МГПУ.
Редакционная политика «Крокодила» была темой заседаний ЦК КПСС. Однако это не мешало авторам, среди которых были не самые «удобные» писатели Людмила Петрушевская и Сергей Довлатов, художники Борис Ефимов и Сергей Ёлкин, шутить на остросоциальные и злободневные темы, такие как бесхозяйственность и бюрократизм чиновников, необходимость лебезить перед начальством, безалаберность и хищение социалистической собственности. Высмеивались и простые человеческие слабости – тунеядство, пьянство, хулиганство и мещанство.
Если в середине 50-х одним из постоянных объектов насмешек в сфере городского ландшафта были архитектурные излишества («Где надо, где не надо, всюду – колоннада»), то в 70-е актуальной темой стали минусы типовой застройки, тогда как раз вышла картина «Ирония судьбы».
В строящихся ускоренными темпами новых кварталах хватало и других проблем: с дорогами, тротуарами, общественным транспортом, сферой услуг и водоснабжением. Высмеивание коммунальных недостатков было актуально для всех городов страны, которые на карикатурах чаще всего изображали абстрактными, без географических привязок.
Лишь про Москву обычно говорили в восторженно-позитивном ключе. Расхваливали новые станции метрополитена, быстрые темпы газификации. Чтобы обозначить, что речь идет именно о столице, изображали знаковые, узнаваемые объекты: ВДНХ, Большой театр, Третьяковскую галерею, Кремль.
За 40 лет, исследованных учеными, о московских проблемах на страницах «Крокодила» писали буквально пару раз. В 1959 году редакция журнала вышла в рейд по новому юго-западному району и заклеймила найденные там квартиры с клопами и тараканами.
В конце 80-х под язвительное перо карикатуристов попало обилие англоязычных вывесок в центре города, которые контрастировали с памятником Пушкину.
«Крокодил» ушел в прошлое вместе с Советским Союзом, не выдержав, в том числе, конкуренции с пришедшими ему на смену новыми форматами юмора и сатиры. Но остался своеобразным музеем – кладезем знаний о прошедшей эпохе.