Конференция «Консалтинг Сибири–2006»: анализ зарплат бизнес-консультантов

  • Post category:Новости

На прошедшей неделе состоялась научно-практическая конференция «Консалтинг Сибири–2006». Профессионалы рынка собрались, чтобы оценить текущее развитие консалтингового бизнеса в регионе и поделиться опытом организации оказания услуг предприятиям-заказчикам. Организатором конференции выступило некоммерческое партнерство профессиональных консультантов «Консалтинг Сибири» и Кадровое агентство Business Connection.

Управляющий партнер Кадрового агентства Business Connection Ильгиз Валинуров представил анализ зарплат в консалтинге. По его данным, директора компаний, совладельцы и владельцы в среднем в качестве зарплаты получают порядка 68 тыс. руб. При этом разброс оценок очень высок. И. Валинуров объяснил это тем, что зарплата руководителя имеет фиксированную величину. Нередко в качестве зарплаты подразумевается вся прибыль компании за текущий период.

Зарплата следующих групп сотрудников консалтинговых компаний – консультантов, главных или старших специалистов, ведущих менеджеров проекта, ассистентов не превышает 20 тыс. руб., а в реальности бывает и еще меньше. Однако доход этой категории специалистов, как правило, не ограничен окладом. Почти всегда к окладу выплачивается гонорар, зависящий от доходности проекта. При этом в одном проекте специалист может быть рядовым участником, а в другом руководителем. Это также влияет на величину вознаграждения по каждому проекту. В среднем заработок специалиста складывается из 56% окладной части, и 44% – гонорарной.

Главный партнер ЗАО «Исследовательский проектный центр» Николай Плотников дополнил выступление И. Валинурова результатами собственных исследований.

По мнению Н. Плотникова, для нормальной работы соотношение зарплат консультантов должно быть следующим: глава компании (партнер) получает оплату от проекта с коэффициентом 1, директор проекта – 0,28, старший консультант  – 0,21, консультант – 0,18, аналитик – 0,11. При этом для эффективной работы консалтинговой фирмы на одного партнера должно приходиться 2 директора проекта, 5 старших консультантов, 9 консультантов и 15 аналитиков.

Он обратил внимание слушателей также на то, из каких затрат должна складываться стоимость проекта. Обычно она делится на две неравных части: собственно гонорарную и инвестиций клиента. Гонорар, в свою очередь, состоит из зарплаты специалистов, косвенных расходов на организацию работы и нормативную прибыль консалтинговой компании. Доходная ставка при этом не в последнюю очередь зависит от отраслевой принадлежности и размера предприятия клиента.

Ольга Хибакова, аналитик АЦ «Сибирь» поделилась методологией оценки, используемой Аналитическим центром «Сибирь». Для участия в рейтинге приглашают компании, ведущие деятельность на территории СФО вне зависимости от места регистрации головной компании. В качестве метода сбора информации используется анкетирование. Данные из других источников не принимаются на рассмотрение. Корректность информации, представленной в рейтинге, в настоящее время обеспечивается подписью первого лица и печатью организации на бланке подтверждения (присылается вместе с анкетой по факсу).

В качестве основного показателя ранжирования используется выручка от оказания услуг за исследуемый период. Дополнительно могут учитываться прирост выручки по сравнению с предыдущим периодом; структура выручки по видам услуг; структура выручки по отраслям; средняя численность специалистов; выручка на одного специалиста.

О. Хибакова отметила, что при составлении рейтингов есть и определенные сложности. По ее словам, не существует «идеального» критерия для оценки работы консалтинговой компании, адекватного реальной рыночной ситуации. Качество панели исследования также неоднородно: в полугодовых рейтингах традиционно участвует меньшее число компаний, колеблется от полугодия к полугодию и состав участников рейтинга. Это затрудняет полноценный мониторинг рынка.

Есть вопросы и к подбору участников рейтинга по географическому принципу. Региональную представленность рейтинга О. Хибакова охарактеризовала как среднюю. Для повышения уровня достоверности АЦ «Сибирь» планирует со следующего рейтинга (по итогам 2005 года) перейти к запросу бухгалтерской отчетности консалтинговых компаний. Это должно повысить уровень доверия к проекту и интерес со стороны участников. Подобная практика давно реализована рейтинговым агентством «Эксперт РА», а с прошлого года используется и на Урале аналитическим центром «Эксперт-Регион».

Старший партнер компании «Аксистем» (Новосибирск) Викентий Китушин в своем выступлении представил реальный опыт ИТ-компании по организации и запуску процесса активных продаж сложных услуг (внедрение информационных технологий). Возможность активных продаж сложных услуг, к которым относятся консалтинговые услуги, всегда вызывала интерес. Однако консалтинговым услугам присущ ряд свойств, которые делают их очень сложными для активных продаж и тиражирования. Обычный метод сбыта таких услуг – личные продажи силами консультантов. Однако при таком методе затруднено планирование и управление процессом. Не говоря уже о его интенсификации. Группа нашла свое – внедрение в консалтинг CRM-систем и систем электронного документооборота. При этом, как сказал В. Китушин, внедрение CRM-систем является, пожалуй, самым, если можно так выразиться, «консалтинговым» направлением из всех вышеперечисленных, поскольку наименее стандартизировано и очень зависимо от нюансов организации бизнеса в конкретной компании-заказчике. В целом, реализованный проект позволил «Аксистем» отладить модель активных продаж, «вылечить» ряд ошибок и недостатков, и заложил основу для продолжения этого процесса уже в «модернизированном» виде и возможности тиражирования методики.

по материалам: Эпиграф