Пермь. Березниковские предприниматели испытывают затруднения ввиду отсутствия специального бизнес-образования

  • Post category:Новости

Информационный вакуум — вот одна из основных проблем, которую обозначили участники семинара-конференции «Направления развития малого бизнеса в регионе», который состоялся во вторник, 28 марта, в администрации Березников. Городские власти не располагают информацией о состоянии малого предпринимательства на территории, поэтому не имеют возможности провести подробный анализ и выявить наиболее привлекательные для развития бизнеса сферы городской экономики. Бизнесмены, в свою очередь, не имеют представления о том, в каком направлении будет развиваться город Березники и Пермский край в целом, поэтому затрудняются оценить перспективность того или иного вида деятельности. Сказывается и отсутствие специального бизнес-образования. Как решить эти и другие проблемы, участникам семинара рассказали руководитель группы компаний «Наше время», бизнес-тренер Анастасия Тюрина и заместитель директора Уральского фонда поддержки предпринимательства Дмитрий Першин. Темы, затронутые авторами семинара, актуальны и востребованы. Об этом говорит тот факт, что вместо запланированных шестидесяти человек мероприятие собрало более трехсот участников: руководителей и собственников бизнеса, представителей администраций, служб занятости, образовательных учреждений Березников, Усолья, Соликамска, Губахи.

По словам заведующей отделом экономического анализа, прогноза и комплексного планирования городской администрации Светланы Козловской, в Березниках, городе с населением 172 тыс. человек в сфере малого бизнеса заняты двенадцать тысяч горожан (примерно каждый четырнадцатый). Но это очень приблизительные цифры, точными данными о количестве и сфере деятельности малых предприятий в городе располагает налоговая инспекция, но, являясь федеральной структурой, не наделена полномочиями предоставлять эти сведения муниципальным властям. Основные «точки приложения» малого бизнеса — производство и реализация продуктов питания, сфера обслуживания, медицинское обслуживание и юридические услуги, строительство и ремонт. С точки зрения городской администрации, для малого предпринимательства в Березниках существует значительный потенциал развития, есть спрос на их продукт, как со стороны потребителей, так и со стороны властей: к примеру, до девяноста процентов муниципальных конкурсов на выполнение строительно-монтажных и других работ выигрывают малые предприятия. В то же время, по мнению чиновников, доля бизнеса, ориентированного на производство, остается несущественной, основную массу березниковских малых предприятий составляют предприятия торговли. Назвать конкретные цифры в администрации не могут все по той же причине: данных нет. Соответственно, и рекомендации властей по развитию свободных ниш носят очень ориентировочный характер: по мнению г-жи Козловской малому бизнесу стоит обратить внимание на развитие отрасли туризма, деревообработки, ЖКХ и инновационной сферы. Не стоит ждать от городских властей и помощи в сопровождении проектов: администрация не занимаются рассмотрением инвестиционных проектов местных предпринимателей (этим ведает Агентство содействия инвестициям, расположенное в Перми), не осуществляют здесь и консультационную поддержку предпринимателей: эти функции, по словам Светланы Козловской, должен выполнять муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства.

Проанализировать существующее положение дел в сфере малого предпринимательства муниципалитетам поможет Уральский фонд поддержки малого предпринимательства. В настоящий момент на уровне администрации Пермского края разрабатывается стратегия экономического развития края до 2010 года, которая включает в себя программу развития малого предпринимательства. Оценка нынешней ситуации — обязательная база для какого бы то ни было прогнозирования. Первым шагом стало проведение на всех территориях Прикамья анкетирования бизнесменов: руководители малых предприятий обозначили проблемы, которые беспокоят их больше всего. В Березниках на первом месте — вопросы финансирования: получение кредитов, ставки, проценты, размер залога, на втором —сложность доступа к юридической и правовой информации. Среди отмеченных трудностей административные барьеры (деятельность контролирующих органов и незаинтересованность чиновников), бремя налогов и обязательных платежей за аренду, кадровые проблемы, отсутствие бизнес-знаний. После того, как будут проанализированы результаты анкет, Уральский фонд поддержки малого предпринимательства, определит приоритетные направления помощи малому и среднему бизнесу — общие для края и «специфические» — для каждой территории.

Исследования выделят также целевую аудиторию, на которую будет нацелена пропаганда предпринимательства. Именно с этими, потенциальными, предпринимателями будет работать инфраструктура развития малого предпринимательства: муниципальные фонды развития малого предпринимательства, Уральский фонд, администрации всех уровней, учебные заведения, торгово-промышленная палата.

Помощи «сверху» ждать стоит, — обнадежили авторы семинара, — но при этом не следует сидеть, сложа руки. По мнению Анастасии Тюриной, определить сферу для прибыльного бизнеса может любой предприниматель, если в его распоряжении план развития территории и результаты исследования сильных и слабых сторон территории, предпринятого с целью найти свободные, никем не занятые ниши для востребованного бизнеса. Из доклада г-жи Тюриной участники семинара узнали, какие направления считаются приоритетными на уровне администрации Пермского края, как будут развиваться наша экономика, дороги, города, какие сферы и ниши бизнеса будут поддерживаться на региональном уровне в ближайшие 5-10 лет. А в результате «мозгового штурма», который предприняли собравшиеся, определились и приоритеты на уровне города: в Березниках логично развивать сферу строительства и благоустройства, сферу услуг и медицины, быта и ЖКХ, большой потенциал имеет аутсорсинг («функции, выведенные за пределы основного бизнеса») при крупных производствах, экологическая деятельность, организация досуга горожан.

Методика swot-анализа, которая помогла участникам семинара сделать такие выводы, — один из базовых инструментов стратегического планирования. С другими методами предприниматели смогут познакомиться в школе бизнеса, филиал которой планируется открыть в Березниках. Проект бизнес-образования в настоящий момент реализуется на территории всего края специалистами Регионального межотраслевого центра переподготовки кадров (РМЦПК ПГТУ) в Перми. Он предполагает развитие сети филиалов бизнес-школы в районах края: необходимое образование можно будет получить как в Перми, так и «на местах».

по материалам: Верхнекамье