Возможность эффективного партнерства бизнеса и высшей школы существует

  • Post category:Новости

Российское бизнес-сообщество обеспокоено качеством подготовки специалистов, его не устраивает перечень специальностей, по которым идет обучение в вузах страны. Проблемой современной российской экономики является и то, что выпускники вузов не идут работать по специальности. Поиску решений этих и многих других проблем сферы взаимоотношений бизнеса и системы профессионального образования были посвящены парламентские слушания в Государственной думе РФ, организованные Комитетом Госдумы по образованию и науке.

Тема прошедших слушаний – «Эффективное партнерство высшей школы и бизнес-сообщества как условие качества и конкурентоспособности российского образования: законодательный аспект».

Открывая работу слушаний, председатель Комитета ГД по образованию и науке Николай Булаев отметил важность решения проблем взаимодействия бизнеса и высшей школы, подчеркнув одновременно, что не менее остро стоит этот вопрос и в сфере начального и среднего профессионального образования. По словам Н.Булаева, в течение 2005 года Госдума обсуждала целый ряд законопроектов по вопросам взаимодействия работодателей с высшей школой, однако пока конкретного законодательного решения не выработано. Более того, он считает, что один или даже несколько законов не решат данной проблемы.

К негативным тенденциям и проблемам в данной сфере председатель комитета отнес трудности прогнозирования развития рынков труда и образовательных услуг, наблюдающийся в стране демографический кризис, разрыв между образованием и профессиональной ориентацией. Выпускники вузов не работают по специальности, в связи с чем снижается эффективность образования, подчеркнул Н.Булаев. В целом он отметил взаимовыгодный характер партнерства бизнеса и системы профессионального образования и назвал содействие развитию этого партнерства одной из приоритетных задач государства.

Выступивший в ходе слушаний вице-президент РСПП Николай Тонков рассказал об отношении бизнес-сообщества к проблеме подготовки кадров. По его словам, в настоящее время бизнес-сообщество сознает необходимость взаимодействия с высшей школой. Предприниматели не удовлетворены качеством образования, перечнем специальностей. В частности, бизнесу не хватает узких специалистов в сфере машиностроения и металлургии, а также инженерных кадров. Н.Тонков сообщил, что для решения проблем взаимодействия бизнес-сообщества и системы профессионального образования при РСПП создана рабочая группа.

Он также отметил, что к деятельности РСПП в данной сфере присоединились и другие предпринимательские объединения, в частности, «ОПОРА РОССИИ» и «Деловая Россия».

Заместитель председателя Комитета ГД по образованию и науке Валентина Иванова отметила, что проблема повышения качества образования и конкурентоспособности российской системы подготовки кадров могут быть решены только при взаимодействии высшей школы и бизнеса. Она подчеркнула, что необходима разработка законодательной базы для развития всех направлений этого взаимодействия. Среди таких направлений она назвала формирование профессиональных стандартов, рейтингование вузов, госзаказ, целевую контрактную подготовку специалистов, соучредительство вузов, образовательное кредитование, а также прямую поддержку бизнесом вузов (формирование мест производственной практики, создание совместных лабораторий, поддержка материальной базы вузов и прочее). По ее словам, важным также является формирование общественно-государственной системы управления высшими учебными заведениями.

В своем выступлении В.Иванова коснулась разработанной в настоящее время концепции проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с расширением возможностей участия работодателей в организации профессионального образования». По ее мнению, этот документ будет способствовать снятию одного из барьеров на пути взаимодействия бизнес—сообщества и вузов. По словам В.Ивановой, одной из проблем в данной сфере является то, что предприятия, оказывая финансовую поддержку образовательному учреждению, вынуждены осуществлять эти затраты из прибыли. Однако затраты по кадровому обеспечением бизнеса непосредственно связаны с выпуском продукции, следовательно, их нужно относить на себестоимость, считает В.Иванова.

Заместитель министра образования и науки РФ Андрей Свинаренко рассказал о работе министерства по урегулированию проблем в сфере взаимодействия бизнеса и вузов. Одна из проблем, которую он считает ключевой, – это отсутствие адекватных институциональных форм взаимодействия сторон, например, в рамках попечительского движения. Важным также является вопрос обеспечения связи содержания образования и потребностей рынка труда, в связи с чем возникает необходимость разработки работодателями профессиональных стандартов.

Для решения этих и других проблем министерство разработало ряд законопроектов, предусматривающих, в частности, право работодателей участвовать в мониторинге и прогнозировании развития рынка труда, разработке перечня специальностей, по которым идет подготовка в вузах, проведение контроля качества образования. По словам А.Свинаренко, бизнес-сообщество осознает необходимость взаимодействия с системой профессионального образования, тем не менее «оно не видит возможности самостоятельной деятельности, а ждет указания от министерства и образовательного сообщества».

К наиболее важным задачам, требующим решения, А.Свинаренко также отнес определение управленческих полномочий в системе образования, формирование общественного мнения в сфере образовательной политики, проведение общественной оценки образования, реализацию деятельных проектов (например, софинансирования предприятиями вузов), участие бизнес-сообщества в учреждении образовательных организаций, создании и функционировании технопарков, бизнес-инкубаторов, научных центров, то есть осуществление не столько спонсорских, сколько инвестиционных проектов.

По итогам парламентских слушаний его участники выработали ряд рекомендаций, выполнение которых должно способствовать повышению качества высшего профессионального образования в России и вовлечению в развитие этой сферы бизнес-сообщества.

Участники парламентских слушаний рекомендовали Правительству РФ внедрить прозрачную конкурсную систему государственной поддержки и экспертизы инновационных образовательных программ, проектов, грантов с активным привлечением представителей бизнес-сообщества. Также Правительству РФ необходимо продолжить формирование оптимальной сети федеральных государственных образовательных организаций, реализующих программы профессионального высшего образования. Нужно обеспечить правовые условия и стимулы для расширения экспорта российского образования и повышения его конкурентоспособности в европейском и мировом образовательном пространстве, считают участники парламентских слушаний. Важной является и разработка системы стимулов и преференций для привлечения бизнеса к финансированию профессионального образования.

Правительство РФ должно определить меры государственного стимулирования бизнеса, участвующего в создании элементов инновационной инфраструктуры системы профессионального образования. Кроме того, следует закрепить право бизнес-сообщества на участие в процедурах контроля качества, подготовки выпускников, в разработке критериев и методологий оценки качества высшего профессионального образования. Также необходимо усовершенствовать систему государственного заказа на подготовку специалистов высшей школы.


по материалам: Альянс Медиа