Служба исследований hh.ru, в рамках составления Рейтинга работодателей 2021, определила ключевые тренды на рынке труда, сообщает пресс-служба hh.ru Урал.
По результатам анкетирования HR-специалистов из 916 компаний, 61% компаний обладают стратегией найма персонала, а еще у 30% она разработана на период до трех лет. 9% работодателей не имеют такой стратегии.
Показательно, что у 78% компаний система обучения и развития разработана с учётом потребностей различных категорий сотрудников – в частности, есть варианты программ в зависимости от подразделения и уровня позиции. 27% работодателей продвинулись еще дальше: в этих компаниях все сотрудники имеют персональный план развития.
Обучением и развитием персонала не занимаются лишь 5% компаний.
Среди различных форматов обучения, которые применяются в российских компаниях, преобладают участие во внешних учебных программах (81%), программы менторинга и наставничества (75%), возможность пользоваться корпоративной библиотекой (67%), а также организация профессионального обучения внутри компании, включая корпоративный университет (66%), и поручение самостоятельных проектов (60%).
80% российских компаний имеют корпоративную систему награждения лучших сотрудников. Среди способов нематериальной мотивации лидирует карьерный рост (91%), также во многих компаниях практикуются благодарность (81%), программы развития и обучения (78%), вручение ценных подарков/наград (77%), освещение успехов в корпоративных СМИ (70%), различные конкурсы (67%) и даже доски почета (41%).
59% компаний четко определили свои цели работы с брендом, однако до этапа формирования EVP (ценностного предложения) с сегментацией на разные целевые аудитории дошли куда меньше работодателей — 28%.
Разрыв есть и по исследованиям этих самых целевых аудиторий: 40% компаний охватили пока только сотрудников, а 23% — проинтервьюировали соискателей разных специализаций, тех, в ком максимально заинтересован бизнес.
Получается, большая часть компаний знает и свои преимущества, и зоны роста, но не всегда может верно оценить, по каким причинам кандидаты не откликаются на вакансии или не принимают оффер, отказывая в последний момент. При этом очевидно, что работа в этом направлении позволит скорректировать стратегию найма и выгодно отстроиться от конкурентов.
76% компаний по-прежнему с готовностью выстраивают корпоративную систему ценностей, где всё определено и зафиксировано, однако, как ее применять на практике, понимают пока не все. 45% опрошенных HR-специалистов упомянули, что в компании нет описания модели поведения сотрудника на основании ценностей, а значит — нет ориентира и у сотрудников.
Около 42% работодателей применяют гибридный формат работы, чередуя удалёнку с офисом, а каждая десятая компания отдает приоритет удаленной работе сотрудников и делает акцент на этом в вакансиях. Что для многих соискателей, как показывает практика, в нынешнее время является преимуществом.
74% HR-специалистов отметили, что продуктивность персонала на удалёнке не изменилась, а в 17% компаний даже выросла.
Большая часть компаний регулярно проводят онлайн-собрания (85%), статус-встречи по задачам (внедряют спринты, таск-трекеры и прочее — 53%), используют информационные рассылки, встречи с руководством в формате «вопрос — ответ» (по 44%) и пульс-опросы для определения настроений в командах (43%).
Не менее эффективны в борьбе за лояльность, вовлеченность и эффективность оказались корпоративные порталы и полезные чек-листы, календари для управления удаленной работой, регулярные игры, квизы, онлайн-активности для общего развития. Что интересно, многие компании с учетом высокой эмоциональной нагрузки на сотрудников внедряют разного рода консультации по психологической помощи (28%) — эта практика всё больше востребована и у работников.