Трудоустраиваемость выпускников – задача или миссия вуза?

  • Post category:Новости

Едва ли не основным мерилом работы вузов стал в последние годы показатель трудоустройства выпускников университетов, академий, институтов. Во всех рейтингах учебных организаций, дающих высшее профессиональное образование и осуществляющих научную деятельность, уровень устройства на работу студентов по окончании обучения занимает сейчас одну из первых позиций среди критериев оценки деятельности образовательной организации высшего образования.

Истоки концепции готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности по полученной специальности многие исследователи видят в массовизации и профессионализации сферы высшего образования, упуская из вида изменения на рынке труда. С акцентом на ответственности вузов за развитие необходимых производству навыков и предупреждение нехватки специалистов на рынке труда не согласна доцент НИУ «ВШЭ» кандидат экономических наук Вера Мальцева. Она считает, что нельзя оценивать качество образовательного процесса в отрыве от экономики труда, с одной стороны, и от экономики образования, с другой. Об этом она пишет в журнале «Экономическая социология» (№ 2, 2021, т. 22).

По мнению В. Мальцевой, солидарную ответственность за развитие навыков и компетенций за годы учёбы должны нести студенты, образовательные организации и работодатели. Соискатель должен приступить к работе с минимальным дообучением и быть готовым к возможным изменениям профессиональной деятельности. Вузы должны быть вовлечены в процесс выработки навыков трудоустройства, в чём им должны помогать работодатели, не подстраиваясь под краткосрочные требования закрытия вакансий.

Таким образом, ещё одной миссией высших учебных заведений становится подготовка специалистов, способных к обучению/переобучению в течение всей трудовой деятельности и умеющих выстраивать гибкую профессиональную траекторию. А задача у вузов остаётся прежней – готовить студентов и для рынка труда, и для научной сферы.