Малый бизнес ускоряет темпы цифровизации

  • Post category:Новости

В отечественной экономике, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса (МСБ), уменьшается доля компаний с низким уровнем цифровизации. Если в феврале 2020 года таких было 20%, то в настоящее время – 11%, сообщает пресс-центр банка «Открытие».

Предприниматели «оцифровывают» бизнес одновременно по разным направлениям:

  • развивают свой сайт,
  • используют онлайн-каналы для продвижении бизнеса,
  • внедряют коммуникации с клиентами и партнёрами,
  • применяют электронный документооборот.

Такие и другие результаты показало регулярное исследование движения малого и среднего бизнеса к цифровой экономике , проводимого банком «Открытие» вместе с Московской школой управления «Сколково» и  Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства. Оператор исследования – аналитический центр НАФИ.

Индекс цифровизации бизнеса (Business Digitalization Index)*, в процентных пунктах

  Февраль 2020 Сентябрь 2020 Март 2021
Индекс BDI     50     50    51
Частные индексы      
Каналы передачи и хранения информации     59     66       6
Интеграция цифровых технологий     57      9     60
Использование интернет-инструментов     58     62     64
Информационная безопасность     41     37     38
Человеческий капитал     33     28     26

*Индекс может принимать значения от 0 п.п. до 100 п.п. 

*Пятая волна измерений проведена НАФИ методом репрезентативного всероссийского опроса представителей малого и среднего бизнеса (включая ИП) в феврале-марте 2021 г. Опрошено 603 руководящих сотрудника предприятий в 8 федеральных округах России.

Источник: nafi.ru

Перевод бизнеса в цифровое пространство заставил предпринимателей больше внимания уделять  вопросам информационной безопасности. С сентября 2020 года на 7% стало меньше компаний, не использующих инструменты обеспечения безопасности данных. Каждая третья компания в сегменте МСБ имеет собственный алгоритм информационной безопасности, каждая вторая проводит политику конфиденциальности информации. На 5% выросла доля компаний, использующих различные мессенджеры для работы с клиентами, и на 7% увеличилось предпринимателей, готовых перейти от личных контактов к онлайн-общению.  Малый и средний бизнес переходит на размещение своей рекламы в интернете (плюс за год 8%) и уходит из печатных и эфирных СМИ – минус 17 п.п.   Растёт популярность социальных сетей как инструмента продвижения бизнеса  —«Instagram» используют 77% малых фирм, «ВКонтакте» – 72%.

Всё больше компаний комбинируют режимы офлайн и онлайн при ведении внутреннего документооборота — рост с сентября 2020 года с 45% до 58%. По сравнению с февралем 2020 года значительно больше стало тех, пользуются облачными решениями и хранилищами данных (рост 11 п.п.), корпоративных мессенджеров (+15 п.п.), онлайн-систем организации командной работы (+ 9 п.п., сервисов для анализа больших данных (+ 6 п.п.)

По таблице видно, что самым «проблемным частным индексом цифровизации бизнеса является человеческий капитал. Из-за пандемии с 57% до 75% выросла доля малых и средних компаний, отказавшихся от обучения своих работников цифровым технологиям. Между тем, в 80% российских компаний МСБ нет специалистов по интернет-маркетингу, web-разработке и web-аналитике.

В этом году дополнительно сделан анализ по цифровизации бизнеса в Свердловской области. Выяснилось, что индекс BDI в регионе равен общероссийскому показателю – 51 п.п. Но частным индексам показатели выше: «Интеграция цифровых технологий» –   61п.п. против среднероссийских 60 п.п., «Информационная безопасность» – 47 п.п. против 38 п.п. и «Человеческий капитал» – 37 п.п. против 26 п.п. в среднем по стране. 97%  малых и средних компаний на Среднем Урале используют интернет для ведения бизнеса, 76% имеют собственный корпоративный сайт, 74% полностью или частично перешли на электронный документооборот.

Тем не менее, по информации министра инвестиций и развития Свердловской области Виктории Казаковой, разрабатывается новая комплексная образовательная программа по цифровизации бизнеса, которая будет запущена в этом году.