В отечественной экономике, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса (МСБ), уменьшается доля компаний с низким уровнем цифровизации. Если в феврале 2020 года таких было 20%, то в настоящее время – 11%, сообщает пресс-центр банка «Открытие».
Предприниматели «оцифровывают» бизнес одновременно по разным направлениям:
- развивают свой сайт,
- используют онлайн-каналы для продвижении бизнеса,
- внедряют коммуникации с клиентами и партнёрами,
- применяют электронный документооборот.
Такие и другие результаты показало регулярное исследование движения малого и среднего бизнеса к цифровой экономике , проводимого банком «Открытие» вместе с Московской школой управления «Сколково» и Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства. Оператор исследования – аналитический центр НАФИ.
Индекс цифровизации бизнеса (Business Digitalization Index)*, в процентных пунктах
Февраль 2020 | Сентябрь 2020 | Март 2021 | |
---|---|---|---|
Индекс BDI | 50 | 50 | 51 |
Частные индексы | |||
Каналы передачи и хранения информации | 59 | 66 | 6 |
Интеграция цифровых технологий | 57 | 9 | 60 |
Использование интернет-инструментов | 58 | 62 | 64 |
Информационная безопасность | 41 | 37 | 38 |
Человеческий капитал | 33 | 28 | 26 |
*Индекс может принимать значения от 0 п.п. до 100 п.п.
*Пятая волна измерений проведена НАФИ методом репрезентативного всероссийского опроса представителей малого и среднего бизнеса (включая ИП) в феврале-марте 2021 г. Опрошено 603 руководящих сотрудника предприятий в 8 федеральных округах России.
Источник: nafi.ru
Перевод бизнеса в цифровое пространство заставил предпринимателей больше внимания уделять вопросам информационной безопасности. С сентября 2020 года на 7% стало меньше компаний, не использующих инструменты обеспечения безопасности данных. Каждая третья компания в сегменте МСБ имеет собственный алгоритм информационной безопасности, каждая вторая проводит политику конфиденциальности информации. На 5% выросла доля компаний, использующих различные мессенджеры для работы с клиентами, и на 7% увеличилось предпринимателей, готовых перейти от личных контактов к онлайн-общению. Малый и средний бизнес переходит на размещение своей рекламы в интернете (плюс за год 8%) и уходит из печатных и эфирных СМИ – минус 17 п.п. Растёт популярность социальных сетей как инструмента продвижения бизнеса —«Instagram» используют 77% малых фирм, «ВКонтакте» – 72%.
Всё больше компаний комбинируют режимы офлайн и онлайн при ведении внутреннего документооборота — рост с сентября 2020 года с 45% до 58%. По сравнению с февралем 2020 года значительно больше стало тех, пользуются облачными решениями и хранилищами данных (рост 11 п.п.), корпоративных мессенджеров (+15 п.п.), онлайн-систем организации командной работы (+ 9 п.п., сервисов для анализа больших данных (+ 6 п.п.)
По таблице видно, что самым «проблемным частным индексом цифровизации бизнеса является человеческий капитал. Из-за пандемии с 57% до 75% выросла доля малых и средних компаний, отказавшихся от обучения своих работников цифровым технологиям. Между тем, в 80% российских компаний МСБ нет специалистов по интернет-маркетингу, web-разработке и web-аналитике.
В этом году дополнительно сделан анализ по цифровизации бизнеса в Свердловской области. Выяснилось, что индекс BDI в регионе равен общероссийскому показателю – 51 п.п. Но частным индексам показатели выше: «Интеграция цифровых технологий» – 61п.п. против среднероссийских 60 п.п., «Информационная безопасность» – 47 п.п. против 38 п.п. и «Человеческий капитал» – 37 п.п. против 26 п.п. в среднем по стране. 97% малых и средних компаний на Среднем Урале используют интернет для ведения бизнеса, 76% имеют собственный корпоративный сайт, 74% полностью или частично перешли на электронный документооборот.
Тем не менее, по информации министра инвестиций и развития Свердловской области Виктории Казаковой, разрабатывается новая комплексная образовательная программа по цифровизации бизнеса, которая будет запущена в этом году.