В госпрограмме «Дети Арктики» должен присутствовать раздел о кочевом образовании, считают депутаты Якутии

  • Post category:Новости

Государственный Совет (Ил Тумена) Республики Саха (Якутия) направил в Совет Федерации РФ предложения внести дополнения в национальный проект «Образование» и в государственную программу «Дети Арктики», предусматривающие обучение малолетних детей тундровиков без отрыва от семьи.

Об этом агентству ТАСС заявила председатель комитета по науке, образованию, культуре, СМИ и делам общественных организаций Ил Тумена Феодосия Габышева. По ее словам, в республике создана достаточная правовая база, которая может послужить основой для принятия на федеральном уровне моделей и типа кочевых школ сообразно трудозанятости и укладу жизни коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока.

– Сегодня кочевое образование не закреплено законодательно и возникают сложности при лицензировании. Мы понимаем, что эта форма обучения очень востребована, – отметила председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, выступая в начале апреля в Салехарде на выездном заседании комитета «Особенности реализации общеобразовательных программ в кочевых школах».

ТАСС напоминает, что премьер-министр РФ Михаил Мишустин дал поручение изучить вопрос об источниках финансирования программы «Дети Арктики» и о возможности её включения в государственную программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ».

Федеральные субсидии для кочевых школ в местах компактного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера нужно для подготовки педагогических кадров, оплаты их труда в тундре, для покупки оборудования и материалов, утверждает якутский депутат Ф. Габышева.

По свидетельству антрополога Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН Александры Терёхиной, проекты кочевых школ и кочевых детсадов в последние четверть века реализовывались в Республике Саха (Якутия), Красноярском крае, Амурской области, Ханты-Мансийском, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах. Цель – не распространение грамотности среди детей, не имеющих возможности учиться в школах-интернатах, как было в СССР, а обеспечение возможности получать разные ступени образования без отрыва от семьи и сохранение традиционных хозяйства, культуры и языка.

Согласно последней переписи населения, круглогодично в Арктической зоне Российской Федерации кочуют около 20 000 семей тундровиков.

Помимо России, по данным ЮНЕСКО, практика кочевого образования несколько десятилетий реализуется и в других странах – Бангладеш, Индии, Иране, Кении, Киргизии, Монголии, Нигерии, Сирии, Сомали.

Фото: Хасавако – будущий первоклассник (теперь уже пошёл в 5 класс). Ямальский район, ЯНАО. Фото: А. Терёхина, А. Волковицкий, экспедиция «Настоящие люди». www.goarctic.ru