Всемирная сеть открыла перед нами доступ к огромному количеству информации, из-за чего нам часто кажется, что нынешнее поколение умнее предыдущего. Это подтверждают и психологи из Йеля. Проведенные ими эксперименты свидетельствуют о том, что у тех, кто «сидит в Интернете», действительно повышается иллюзия собственного интеллекта.
В исследовании приняли участие около 1000 человек, которым было предложено ответить на различные вопросы. Одним респондентам предоставили возможность найти ответ в сети, а другим для поиска информации дали распечатанные материалы. Однако психологов интересовали не столько ответы, сколько уровень самооценки участников, уверенность респондентов в своей компетентности при поиске ответов. Как оказалось, «интернет-группа» считала себя более осведомленной. При этом самоуверенность респондентов, искавших ответы на поставленные вопросы в сети, росла даже тогда, когда они не могли найти правильный ответ.
Как отмечают авторы Journal of Experimental Psychology, респонденты выражали уверенность в своем собственном интеллекте, полагая, что они много знают и без доступа к веб-сети. При этом, если человеку предлагалось сразу перейти по ссылке к ответу на вопрос, его первоначальная интеллектуальная самооценка не менялась.
По мнению ученых, когда участники эксперимента искали ответ в источниках, с которыми нужно было работать, они успевали осознать свои пробелы в знаниях. А вот для «Интернет-серфингистов» часто стиралась грань между тем, что они знают, и тем, что они думают, что они знают. К сожалению, человек после сеанса онлайн-поиска не становится более компетентным, поэтому такой психологический эффект может даже вылиться во всеобщий интеллектуальный застой.