Подарок или взятка? Строже всего к подаркам относятся юристы и госслужащие

  • Post category:Новости

Материал предоставлен HeadHunter Урал

Служба исследований HeadHunter провела опрос среди работников уральских компаний и выяснила, что подарки от клиентов, заказчиков и подрядчиков не всегда представляют собой милые, приятные и безобидные сувениры – порой это самая что ни на есть взятка, только замаскированная под подарок на Новый год.

По мнению каждого третьего опрошенного, презент от делового партнера вполне может оказаться банальным подкупом; все зависит от того, что дарят: скажем, китайскую статуэтку, ежедневник, дорогой парфюм или, например, автомобиль. Вот только разобраться, где пролегает грань между этими понятиями, довольно сложно. 6% респондентов уверены, что все подарки в бизнес-среде – своего рода взятки, но большинство (58%) все-таки не видят в новогодних сувенирах деловых партнеров ничего криминального.

Анастасия Найденова, руководитель пресс-службы HeadHunter Урал: «В некоторых случаях отличить подарок от взятки действительно сложно – для кого-то настольные швейцарские часы – просто презент, а кто-то не готов принять слишком дорогой ежедневник. Все зависит от уровня компании и конкретного сотрудника. Однако, чем выше уровень занимаемой должности, тем выше и ответственность. Отмечу, что чаще всего праздничные подношения от партнеров ассоциируют со взятками работники в регионах, нежели столичные жители; сотрудники более старшего возраста, нежели молодежь; представители госслужбы, а также науки и образования, нежели, например, маркетологи и медики».

Интересно, что не только работники считают некоторые подарки проявлением коррупции, но и сами компании иной раз, придерживаясь аналогичной позиции, запрещают своему персоналу принимать дары от партнеров, какими бы безобидными они ни казались. Так, 5% опрошенных признались, что в их организации есть соответствующее правило, которого они придерживаются; еще 3%, несмотря на табу, все же позволяют себе некоторые вольности.

Итак, насколько дорогим может быть подарок, чтобы при этом он все так же оставался ни к чему не обязывающим, призванным сделать приятное и поздравить с праздником? Большинство опрошенных полагают, что его стоимость не должна превышать 5 000 рублей (до 1 000 руб. – 38%, до 5 000 руб. – 40%), однако есть и такие, кто считает приемлемым принять подарок, эквивалентный 50 000 руб. (1%) и даже 100 000 руб. (1%).

Что же делать, если презент от клиента вызывающе дорог (допустим, отдых на море)? Большинство работников предпочли бы отказаться от подобных сувениров (66%), дабы не быть обязанными впоследствии. 24% приняли бы этот знак внимания, однако от каких-либо преференций в работе по отношению к партнеру отказались бы. 5% не только приняли бы подарок, но и удовлетворили последующие просьбы, даже если бы они потребовали отойти от установленных правил!

Опрос проводился Службой исследований HeadHunter10–17 января 2014 г. среди 1549 работников уральских компании.

О каком самом дорогом и поразившем Вас новогоднем подарке от деловых партнеров Вы знаете или слышали? (ответы представителей компаний со всей России)

Примеры:

«Настольные швейцарские часы, инкрустированные золотом и камнями»

«Отдых в Майами»

«Меня трудно поразить. Слышал о подаренных машинах»

«Поездка в Доминикану на 10 дней, где в один день была презентация товара данного поставщика»

«Золотые швейцарские часы»

«iPhone 4, когда он только вышел»

«Чемодан за 50 000 $»