Исследовательский центр портала Superjob.ru / Россияне хотят, чтобы в школу вернулись сочинения по литературе вместо ЕГЭ, а во всех вузах, техникумах и колледжах снова стали изучать русскую классику. Большинство граждан России поддержали эту идею, высказанную на заседании Совета по культуре и искусству известным режиссером Кареном Шахназаровым.
Полностью под инициативой режиссера (вернуть сочинение и одновременно ввести курс изучения литературной классики в вузах и профтехучилищах) готовы подписаться 46% россиян. Еще 12% — за то, чтобы по крайней мере ввести в средних специальных и высших учебных заведениях курс классической литературы, 11% хотят, чтобы экзамен по литературе в обязательном порядке сдавали выпускники школ. Противников у Карена Шахназарова в ходе нашего опроса нашлось лишь 8%.
Больше половины мужчин (51%) полностью поддержали позицию известного режиссера, среди женщин сторонниц несколько меньше – 46%. Зато женщины чаще склонялись к тому, что в школах необходимы сочинения по литературе, а не формализованные тесты ЕГЭ (13% против 10% мужчин).
Очень сильно различались мнения респондентов в зависимости от их возраста. Старшее поколение в большинстве своем (61%) поддерживает инициативу «в целом». А вот молодежь до 24 лет чаще других респондентов высказывалась только за введение курса литературы в вузах, колледжах и ПУ (16%), а полностью поддержать идею Шахназарова готовы были только 29% молодых россиян.
Считает необходимым вернуть сочинение в школы, а затем продолжать изучение классики в школах и профтехучилищах каждый второй россиянин, получивший высшее образование. Граждане, имеющие детей, разделяли эту позицию чаще, чем бездетные (52% против 46%).
Судя по эмоциональным комментариям респондентов, россияне крайне обеспокоены тем, что молодежь плохо знает и не слишком-то любит русскую классическую литературу. Опрошенные уверены: без хорошего знания классики человек не в состоянии «самоидентифицироваться» в обществе, осознать главные моральные ценности, дойти до истоков родной культуры. Россияне с горечью говорили о том, что «классические экзамены всегда были сильной стороной советской системы образования», и в этом смысле разрушать ее было нельзя.
Противники идеи Шахназарова ничего не имели против самой классики, однако доказывали, что перегружать и без того сложную школьную и вузовскую программу нецелесообразно. «В вузах и так достаточно предметов»; «…Почему в физмат-классах надо убивать время на дополнительные уроки литературы, физкультуры и т.д.? Дайте продохнуть детям!»; «Литературу нужно изучать в общих рамках ознакомления, каждый сам вправе выбирать то, к чему лежит душа…», — поясняли они.
Кстати, против проекта чаще других высказывалась молодежь до 24 лет (16%) и респонденты с неполным высшим образованием (14%) – то есть те, кого перемены коснулись бы в первую очередь и означали бы новые экзамены. А каждый пятый опрошенный затруднился оценить идею, высказанную Кареном Шахназаровым. «…Принимая подобного рода решения, необходимо учитывать современную специфику», — говорили они. Чего россияне точно не хотят – так это того, чтобы изучение великой русской литературы в итоге оказалось формальным, сухим и введенным сугубо «для галочки».