Есть диплом, но нет работы
Молодежь вынуждена преодолевать серьезные препятствия на пути к трудоустройству и из-за проблем в образовательной сфере, только усугубившихся в разгар кризиса. Чтобы получить хорошую работу, соискатель должен обладать определенным набором знаний и умений, которые приобретаются в процессе обучения. При этом в ряде стран молодые люди просто не могут позволить себе качественное образование из-за его дороговизны и огромной конкуренции. В тех же государствах, где поступить в вузы гораздо проще, образовательный процесс очень часто оторван от объективных потребностей рынка труда.
…Нетрудно представить, с какими трудностями при ухудшении экономической ситуации столкнется российская молодежь, которая сегодня массово пополняет армию чиновников и разного рода управленцев. В стране безостановочно открываются учебные заведения по таким модным направлениям подготовки, как международные отношения, мировая политика или государственный аудит. Работы же на рынке труда для будущих специалистов в этих сферах просто нет.
Долгое время российская молодежь страдает от «скрытой безработицы». Иными словами, молодые специалисты в нашей стране часто вынуждены устраиваться на работу, которая требует заведомо более низкой квалификации. Все чаще в отечественных магазинах, колл-центрах или на автостанциях трудятся дипломированные экономисты или разного рода менеджеры. Для перелома ситуации жизненно необходимо сближение образовательного процесса с запросами работодателей.
Успешно миры образования и работы сосуществуют в Германии, Австрии, Швейцарии и Нидерландах — странах с самым низким уровнем молодежной безработицы. Там, как нигде в мире, развита система профессионального образования и стажировок, которая предполагает тесную кооперацию между учебными заведениями и компаниями. Получение рабочей специальности позволяет начать свой путь по карьерной лестнице. Понимает это и сама молодежь: в Германии профессионально-техническое образование выбирают почти половина юношей и девушек в возрасте 16-24 лет, в Австрии и Нидерландах — 75% и 70% соответственно.
Однако слепое копирование немецкой модели профессионального образования, к чему призывают немало госдеятелей в России, не может привести к положительным результатам. Для ее успешного функционирования необходима развитая промышленность, основанная на высоких технологиях и достижениях научно-технического прогресса. Только тогда молодые люди захотят осваивать рабочие специальности ради трудоустройства на по-настоящему престижном и перспективном месте.
Читать полностью статью «Молодым не везде дорога: почему юноши и девушки не могут найти работу» (Яков Грабарь, РБК)