Менеджеры по персоналу рекомендуют соискателям не опаздывать на собеседование, не обманывать рекрутёра и не критиковать предыдущую компанию

  • Post category:Новости

Исследовательский центр портала Superjob.ru …Главное табу для успешного кандидата – опоздание: его назвал каждый пятый менеджер по персоналу (20%). По мнению опрошенных, опаздывающий соискатель сразу характеризует себя как неорганизованный человек, не способный спланировать свой день и не ценящий своё и чужое время. «Если опоздания не избежать, то нужно предупреждать о задержке заблаговременно»; «Нельзя опаздывать с формулировкой: «Пока вас найдёшь…» — советуют респонденты.

На втором месте рейтинга запретов – обман рекрутёра (19%). Случается, что кандидаты вводят HR-менеджеров в заблуждение относительно своего опыта, образования, знания иностранных языков и т. д. С точки зрения менеджеров по персоналу, отличить правду от вымысла в большинстве случаев не так уж трудно. «Нельзя врать, все это чувствуют»; «Ложь откроется – или сразу, или позднее», — убеждены они.

Не стоит также ругать своего предыдущего руководителя или компанию, в которой довелось работать, — об этом предупреждают 17% опрошенных нами работодателей. Когда рекрутёр слышит от кандидата язвительную критику в адрес бывшего начальника, у него возникает закономерное опасение: а вдруг этот соискатель конфликтный человек и после увольнения он так же негативно будет характеризовать и их фирму? «Даже если вас коварно обманывали, годами не выплачивали зарплату, морально унижали, лишали премии, избивали и мучили, нельзя ругать предыдущих работодателей»; «Я думаю, что первая причина, по которой отказывают соискателю, — это негативные высказывания в адрес бывшего работодателя», — уверены представители кадровых служб.

Какие ещё действия соискателей менеджеры по персоналу считают недопустимыми на собеседовании? По мнению 14% респондентов, недопустимо грубить, по 12% считают, что нельзя разговаривать по мобильному телефону и жевать жвачку. Кроме того, крайне нежелательно перебивать рекрутёра (10%), неопрятно выглядеть (9%), ругаться матом, быть пьяным (по 8%), ковырять в носу или грызть ногти (6%), курить, быть неподобающе одетым (по 5%), фамильярно обращаться к рекрутёру (3%), зевать (2%), отказываться заполнять анкету, забывать документы (по 1%) и даже… плохо пахнуть (2%).

Вот некоторые комментарии работодателей: «Нельзя разговаривать по мобильному телефону. Рекорд: претендентка десять минут рассказывала маме, как она прошла предыдущее собеседование, а генеральный директор ждал, пока всё это закончится»; «Приходить неопрятным и после праздника»; «Чрезмерно хвалить себя»; «Обращаться на «ты» к менеджеру по персоналу»; «С первой минуты интересоваться уровнем заработной платы и спрашивать, когда уже можно будет идти в отпуск»; «Критиковать то, что относится к потенциальному работодателю: офис, магазин, сайт, учредителей и пр.»; «Улыбаться, как идиот».

Интересно, что иногда рекрутёры предъявляют довольно противоречивые требования к поведению кандидата на собеседовании. Так, соискатель не должен молчать (5%), но и много говорить ему тоже не следует (1%). Нельзя мямлить (3%), однако не рекомендуется и громко разговаривать (2%). Не стоит задавать слишком много вопросов (2%), но плохо и ничего не спрашивать. Словом, во всём важно найти золотую середину, в том числе в проявлении активности на собеседовании.

В свою очередь 35% менеджеров по персоналу при ответе на вопрос выбирали вариант «другое», давая кандидатам рекомендации из своего опыта. Оказывается, существует ещё масса табу для соискателей, к примеру, «приходить с родителями, жёнами», «ставить сумку на стол», «садиться спиной к двери», «вытирать руки платком – лучше незаметно держать его в руках», «брать без спроса письменные принадлежности рекрутёра», «предлагать взятку», «выпытывать телефоны руководителей», «обращаться к интервьюеру со словами «девушка», «мужчина», «женщина», «говорить, что шёл мимо и решил зайти» и пр.

Ещё 7% рекрутёров затруднились назвать вещи, которые категорически нельзя делать соискателю на собеседовании. «Что нельзя одному, то можно другому! Многое зависит от вакансии, от требований и формата компании», — считают они.