Закон «Об образовании» россиян волнует меньше, чем закон «О полиции»

РИА Новости. Россияне не проявляют повышенного интереса к новому закону «Об образовании» — с момента начала общественных обсуждений набралось чуть более 3,6 тысячи замечаний и предложений, тогда как по проекту закона «О полиции» их было более 20 тысяч. Основные темы, которые волнуют участников обсуждения образовательного закона: определение понятий платных и бесплатных образовательных услуг, роль родителей в образовательном процессе, компенсация оплаты учителям за телефон и интернет, создание единой образовательной программы для всех школ РФ.

Новый вариант законопроекта «Об образовании» размещен на специальном сайте www.zakonoproekt2010.ru для общественного обсуждения, которое заканчивается 1 февраля. Президент России Дмитрий Медведев поручил Минобрнауки РФ организовать общественное обсуждение нового законопроекта, подобное обсуждению закона «О полиции».

Новый документ заменит два базовых закона — «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые были приняты в 1992 и 1996 годах соответственно. В нем будут прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное — начальное, среднее и высшее, и дополнительное.

Большой активности в ходе обсуждения проекта закона «Об образовании» не замечено. Меньше всего общественность волнуют среднее профессиональное образование — 13 замечаний и предложений, профессиональное обучение — 30, дополнительное профессиональное образование — 31. Гораздо больший интерес вызвали общие положения — 592 предложения, глава про обучающихся и их родителей — 467 замечаний, педагогические, руководящие и иные работники организаций — 416, система образования — 399.

Непонятно, что бесплатно?

Участники общественного обсуждения в главе «Общие положения» обратили внимание, что в законе есть понятие платных образовательных услуг, а бесплатных — нет. «Все до одного юристы скажут: если нет этого слова, значит, нет и такого образования», — считают они.

Также они предлагают убрать из текста закона понятие «образовательная услуга». «Научить без определенных требований нельзя, а требовать и оказывать услугу одновременно невозможно», — отмечают пользователи.

По их мнению, в закон стоит добавить определение семейному обучению, «так как этот термин не разъяснен ни здесь, ни в статье, где упоминается семейное обучение».

Также россияне отмечают, что в законе должен содержаться прямой запрет на преподавание и пропаганду религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. По их мнению, религиозное образование люди должны получать частным образом и в заведениях, которые финансируются за счет религиозных объединений.

Участники обсуждения не оставили без внимания отсутствие в тексте закона буквы «ё». «Необходимо последовательно в тексте закона использовать букву «ё». Никто ещё эту букву из русского алфавита не исключил», — отмечают они.

Родителей в школу

Вторая по популярности глава у участников общественного обсуждения — «обучающиеся и их родители (законные представители)». Здесь участники образовательного процесса предлагают ввести «конкретные меры за неисполнение родительских обязанностей». «Что школа может сделать? Профилактический совет в школе, беседы классных руководителей, встреча с директором и так далее. А дети как не учились, так и не учатся. Родители перестали ходить в школу, им некогда — они работают», — считают пользователи.

«Мы разобщены не только на гражданском, но и на семейном уровне. И если закон будет обязывать родителей прийти в школу в течение учебного года хотя бы четыре раза на родительские собрания, хуже от этого никому не будет», — отмечают учителя.

Пользователи обращают внимание, что в законе не прописан такой вид стипендий, как социальная, также они предлагают закрепить ее размер. «Удивлена исключением из видов стипендий государственной социальной стипендии и поддерживаю включение ее в перечень видов стипендии», — говорит одна из участниц обсуждения. «Считаю, что минимальный размер стипендии должен быть закреплен законодательно. В законе нужно четко установить размер академической стипендии. По возможности, заложить больший размер, например, 2200», — добавляет другой пользователь.

Также россияне считают, что в законе стоит прописать стоимость оплаты за проживание в общежитии. «Оплата за общежитие не должна превышать 5% от государственной академической стипендии», — отмечает они.

Кто оплатит телефон и интернет?

Учителя активно отстаивают свои права в главе «Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Они предлагают установить денежную компенсацию для оплаты телефона и интернета. «Это связано с тем, что часто учителям из дома приходится обзванивать родителей учащихся во внеурочное время, чаще всего вечером после работы. Особенно это актуально для классных руководителей», — отмечают они.

Что касается компенсации для оплаты интернета, то педагоги это связывают с введением электронных журналов. «Реально в школе у учителя не всегда есть возможность попасть за компьютер. Поэтому чаще всего приходится заполнять журнал дома», — поясняют они.

Участники обсуждения обращают внимание на то, что «специальные механизмы поддержки педагогических работников, в том числе специальные денежные поощрения для педагогических работников, достигших успехов в выявлении и подготовке граждан, проявивших выдающиеся способности» на практике не работают.

«На местах такой «механизм» уже действует: учителям-любимчикам руководство существенно (в разы) платит больше, чем рядовому учителю. Считаю, что все учителя должны получать одинаковую зарплату, просто ее уровень должен быть достойным», — считают педагоги. Они полагают, что если учитель халатно относится к своим обязанностям, «нужно применять не материальные, а дисциплинарные методы».

Пользователи также отмечают, что не имеет смысла законодательно регулировать репетиторскую деятельность. «Оно (репетиторство) будет существовать до тех пор, пока в образовании не будет налажено качественное образование», — пишут учителя. Педагоги предлагают прописать в законе возможность оплаты дополнительных занятий с отстающими или одаренными детьми, которые будут проводиться по заявлению родителей или педсовета.

Физкультура без оценок

При обсуждении главы «Система образования» участники отмечают, что физкультура должна перейти в разряд неоцениваемых предметов. «Невозможно оценивать физическое здоровье человека», — считают они.

Также, по мнению россиян, не стоит сокращать количество часов по русскому языку и литературе, а ОБЖ (основы безопасности и жизнедеятельности) следует оставить факультативным. Участники обсуждения отмечают, что образовательная программа для всех российских школ должна быть единой, «чтобы у детей не возникало проблем при переходе в другие школы».

«Прежде, чем утвердить эту единую образовательную программу, необходимо протестировать ее на детях. Все учебники должны проходить строгую проверку у комиссии, в которую должны входить педагоги, психологи, медики. Ни в коем случае нельзя учреждениям самостоятельно разрабатывать образовательные программы», — полагают россияне.

По мнению пользователей, бакалавриат, как уровень подготовки, следует отнести к среднему профессиональному образованию. «Это будет логично и более понятно работодателям», — считают они.

Также участники обсуждения отмечают, что сегодня художественные, музыкальные и балетные училища приравнены к техникумам, и «им навязываются те же условия приема и принципы работы как, например, машиностроительным, или медицинским, или кулинарным техникумам, что часто противоречит специфике их работы». «Эта система часто не укладывается в универсальные схемы, разработанные для старших классов общеобразовательной школы, и автоматически переносимые на средние специальные учебные заведения», — отмечают пользователи.

Курсы онлайн

Повышение квалификации и профпереподготовка. Тренинги и семинары