Financial Times / Begin Group. Опубликованные в первой половине 2010 года глобальные рейтинги бизнес-школ Financial Times выявили несколько тенденций, свидетельствующих о том, что бизнес-образование в США постепенно теряет свои лидирующие позиции на мировом рынке. Журналисты Financial Times еще раз рассказывают об этих тенденциях и о реакции представителей американских бизнес-школ.
Тенденция 1. Первые рейтинги Financial Times вышли в 1999 году. Из 25 бизнес-школ, оказавшихся на первых 25 позициях, 20 были из США, 5 — из Европы. В 2010 году американские бизнес-школы представлены лишь в количестве 11, столько же — европейских, и еще 3 позиции заняли университеты из Азии.
Тенденция 2. Падение в США такого показателя, как возврат вложенных в обучение средств. Он измеряется увеличением зарплаты в течение 5 лет после начала обучения. Рейтинги, опубликованные в период с 2000 по 2003 годы, показали, к примеру, что выпускники 20 из 25 ведущих бизнес-школ обычно получали рост зарплаты как минимум на 150% в течение 5 лет. Сегодня же наивысший рост зарплаты за тот же период у выпускников американских бизнес-школ составил 131% (Yale). Это связано, во-первых, с ростом стоимости обучения на программах MBA в США — примерно на 4-5% каждый год в течение 7 лет, во-вторых, с замедлением карьерного роста выпускников МВА в США.
Одна из главных причин падения востребованности на рынке труда выпускников американских бизнес-школ — низкий процент студентов из других стран, обучающихся на программах в США. Еще в начале 2000-х годов представители американских бизнес-школ вовсю говорили о значительных усилиях с целью максимально культурно и национально разнообразить состав слушателей, однако это так и осталось разговорами — лишь одна бизнес-школа США (Thunderbird School of Global Management) сегодня может похвастаться достаточно разнообразным составом слушателей (53% из других стран). В то же время европейским и азиатским бизнес-школам удалось достичь того, о чем мечтали их американские коллеги, — 80-90% слушателей их других стран является нормой для ведущих университетов из этих регионов.
Исследование, проведенное Financial Times среди представителей американских бизнес-школ, показало, что половина из них прекрасно знакома с этими выводами, а другая половина не обращает на это никакого внимания. «Хорошо, что существует альтернативный взгляд на рынок», — сказал как-то представитель второй группы.