По данным опроса, проведенного SuperJob.ru по просьбе Slon.ru, в безупречной репутации своей компании уверены меньше половины опрошенных.
Кризис, по мнению некоторых респондентов, положительно повлиял на отношение к клиентам и заказчикам: сейчас не время ими разбрасываться. Тем не менее, больше трети сотрудников признались, что в их компании мораль и этика отступают на второй план, когда речь заходит о бизнесе. А 12% из них говорят о том, что с нарушениями приходится сталкиваться довольно часто.
Лидером по аморальному ведению бизнеса стала сфера развлечений: 60% сотрудников усомнились в этичности своего работодателя. Подозревают работодателя в неэтичности и многие сотрудники консалтинговых компаний – 43%. Консультант по организационному дизайну и HR-технологиям Foros Advisors Марина Клименко согласна: на рынке еще немало безответственных консалтинговых фирм, которые формально выполняют задачи, поставленные заказчиком и мало интересуются реальным результатом. На третьем месте в рейтинге аморальных отраслей оказались промышленные компании – 40%.
Реже всего преступают границы морали и этичности представители культуры и искусства (нарушения отметили лишь 26% работников этих направлений). Чуть больше аморальности в страховании, туризме, маркетинге, рекламе и пиаре – по 28%. Не видят аморальности в своих действия и работники кадровых компаний – 29%.
В некоторых случаях аморальность компании может побудить сотрудника к уходу. Так, по данным компании HeadHunter, опросившей сотрудников табачной и алкогольной отраслей, в 16% случаев причиной их увольнения становится этическое неприятие бизнеса компании, причем 10% из них не собираются возвращаться в отрасль даже при условии, что им предложат хорошее жалованье.
Но в целом неэтичная деятельность компании работников обычно не пугает. Менеджер по закупкам и логистике из Уфы уверен, что в деле «главное – получить прибыль, а моральные нормы можно забыть». Помощник руководителя домодедовской компании заметил, что ему не до морали, когда приходится давать взятки чиновникам.
Пятая часть опрошенных вовсе не смогла оценить работу своей компании с точки зрения морали: моя хата с краю, каждый отвечает только за себя. Многие, как экономист из Долгопрудного, уверены, что «некорректно осуждать того, на кого работаешь». Если и критиковать за некорректное поведение на рынке, то себя самого. Например, врач функциональной диагностики из Новокузнецка не стал говорить про нарушения работодателя, зато признался в своих: «Медицина и коммерция вещи несовместимые. Совмещать их аморально, но на зарплату не выжить».
В большинстве же случаев, судя по комментариям респондентов, работники вспоминают об этике только тогда, когда дело касается их самих. С точки зрения сотрудников, работодатель преступает принципы морали, когда загружает подчиненных дополнительной работой не по профилю, платит низкую зарплату, заставляет работать во внеурочное время или оказывает психологический прессинг. А если с этим все хорошо, то о принципах работы с клиентами и партнерами нечего волноваться, пишет Slon.ru.