Российский бизнес стал меньше тратить на программы повышения квалификации персонала. Но это, как ни странно, пошло на пользу и заказчикам таких программ, и их продавцам. Компании теперь часто задействуют внутренние ресурсы для обучения, а игроки рынка профессионального обучения извлекли из ситуации свой урок, научившись проявлять гибкость в отношениях с клиентами.
Трендом для большинства крупных компаний стали экономия и ставка на внутренние силы. Благо такие силы в теме образования для сотрудников имеются. До кризиса многие компании успели организовать внутренние подразделения по обучению сотрудников. Например, у «Русала» давно была создана своя собственная Академия кадрового резерва. Программа обучения в академии включает курсы общего менеджмента, лекции по различным направлениям (финансы, юриспруденция, управление персоналом, связи с общественностью и другие), а также ряд практических семинаров.
Минимизация расходов бизнеса на сторонние курсы привела к тому, что к концу 2009 года сокращение портфеля заказов у игроков рынка профессионального обучения составило 40-50% по сравнению с докризисными временами. Для мейджоров этого рынка, таких, к примеру, как IBM, работающих с казначейством РФ, Сбербанком и РЖД, потери не столь катастрофичны: IBM считает, что потеряла лишь треть. Причем ушли главным образом мелкие компании, а крупных заказчиков удалось сохранить.
В основном бизнес стал экономить на обучении рядового персонала и топ-менеджеров. «Инвестиции компаний в рядовой персонал, выполняющий типовые обязанности, сейчас не слишком распространены,— говорит директор по рекрутменту холдинга «Анкор» Татьяна Баскина.— Бизнес вкладывается в низший состав только при условии, что внутри компании идет ротация и новые навыки необходимы для исполнения ими новых служебных обязанностей».
Совершенно другие ориентиры в образовании называют в госкомпаниях. Например, «Почта России» и Пенсионный фонд РФ стали вкладывать в кризис именно в управленческие программы. Кстати, некоторые участники рынка отмечают, что госпредприятия как заказчики программ по обучению персонала активизировались именно во время кризиса.
«Во всяком случае, падение спроса со стороны госструктур во время кризиса оказалось наименее заметным,— уточняет Елена Паскаренко из Русской школы управления.— Но я бы отметила другую тенденцию: менеджеры все чаще стали оплачивать обучение самостоятельно. Те же самые тренинги личной эффективности были востребованы, но теперь стали чаще платить не компании, а сам сотрудник».
В результате сегодня на рынке сложился вполне устойчивый тренд: выживают не столько сильнейшие, сколько игроки, ориентированные на клиента. Умение подстраиваться под требования и пожелания заказчика стало сегодня приоритетным. Одного имени гуру или докризисной популярности бизнес-программ сегодня оказывается недостаточно.
Подробнее в статье Курсы внутреннего роста