Кризис провоцирует перестройку российского бизнес-образования

  • Post category:Новости

В Казани завершила работу антикризисная  научно-практическая конференция «Экономика жизни. Инновационные  технологии в бизнес-образовании», на которой обсуждали достоинства и недостатки существующих моделей бизнес-образования и искали им альтернативы.

На  конференции напомнили, что в России существует четыре основных модели бизнес-образования: высшее профессиональное образование в области управления и экономики, профессиональная переподготовка (второе высшее), повышение квалификации, а также программы MBA. Антикризисная конференция во многом была посвящена как раз выработке альтернативы, точнее – дополняющей надстройки, школам MBA.

Как сообщает деловая газета «БИЗНЕС Online», Вадим Хоменко, доктор экономических наук, заместитель министра образования и науки Татарстана рассказал на конференции, что сегодня  работодателей далеко не всегда устраивает уровень подготовки специалистов в вузах – «даже очников», подчеркнул он. Привел и крайнее мнение, которое ему самому довелось услышать: что «по этим учебникам учить нельзя, и так, как учат сегодня, учить нельзя»…

Не  случайно крупные корпорации берут подготовку нужных специалистов в свои руки. Например, «Татнефть» «курирует» Альметьевский нефтяной институт и Лениногорский нефтяной техникум. Сегодня можно увидеть и создание, по сути, целой системы корпоративного образования. А поскольку никакая фирма ждать пять лет, пока специалиста обучат, не собирается, то набирает тех, у кого высшее образование, – и переподготавливает для себя. При этом резко сжимаются сроки обучения (фундамент-то уже есть)¸ выбираются только необходимые предметы.

Как осторожно заметил зам. министра, об эффективности подобной альтернативной системы образования судить трудно, но ясно одно: это ответ на отрыв вузовского образования от реального производства. 

Рустам Курчаков, кандидат экономических наук, предложил собравшимся взглянуть на проблемы бизнес-образования и предпринимательства с новых мировоззренческих позиций — с точки зрения «экономики жизни». Курчаков считает, что это не понятие, не концепция, не теория и не парадигма, а особый способ воспринимать окружающий мир, то есть другой способ экономической жизнедеятельности, который в условиях кризисной ломки сознания рождает новый импульс предпринимательства и инновационного проектирования…

Аделия Павлова, директор Казанской школы бизнеса, говорила о проблемах рынка услуг бизнес-образования. Она привела любопытные цифры. Как показал опрос Российской лиги MBA о мотивах поступления на программу MBA, 35% приходят, чтобы выйти на новый уровень понимания бизнеса, 17% – получить новые знания, еще 17% – получить более высокооплачиваемую работу, 13% надеются на конкурентные преимущества на рынке, 7% хотят обрести уверенность в себе, получить навыки самоактуализации, 6% – структурировать имеющиеся знания, 4% – обзавестись деловыми контактами и 1% просто выполняют требования руководства.

Как сообщила Павлова, в кризис стали популярными короткие программы. Даже не на день–два, а всего на два–три часа. Те, кто на них записываются, хотят не столько получить новое знание, сколько обменяться мнениями, проверить – а туда ли они идут в нынешнее трудное время?

Не  удивительно и то, что в кризис российская MBA набрала в два раза меньше слушателей, чем в прошлом году, а многие программы вообще упали до нуля. Может быть, причина в том, что российская MBA не гарантирует сразу быстрого карьерного роста и повышения зарплаты, как на Западе? Но все-таки дает возможность увидеть себя в другой системе координат.

Булат Тухватуллин, директор по стратегическому развитию агентства «ЛИНКидея», был категоричным: бизнес-школа должна ориентироваться на успех клиентов! Люди хотят получить успех, хотят стать эффективными… Напомнил, что в Гарварде на бизнес-курсы девять человек на одно место – но ведь там на выходе гарантируют доход в 170 тысяч долларов…

С точки зрения Тухватуллина, в любой  учебной группе любой бизнес-школы нужна некая критическая масса людей, которые способны генерировать идеи – и тогда они потянут остальных. Как пример яркого представителя успешного менеджмента он привел… Леонардо да Винчи, который открывал так много разных проектов…

Многие  участники конференции подчеркивали: жизнь сегодня летит стремительно, все меняется чрезвычайно быстро. И отнюдь не случайно в Гарвардской школе MBA программа каждый семестр меняется на 50%!

В одном из выступлений был такой  показательный пример: еще недавно, когда россияне покупали свой первый телевизор с дистанционным управлением, они были уверены, что эта покупка – на всю жизнь. А сегодня появляются все новые и новые модели телевизоров. Вот так же стремительно меняется не только техника, но и экономика. И за ней надо поспевать и бизнес-школам, и бизнесу.