Спад спроса на корпоративные образовательные программы в 2009 г. составил от 30% до 60%. Исключением стали раскрученные курсы, имеющие софинансирование из бюджета, основными заказчиками которых были Минэкономики Ростовской области и Областной центр занятости.
В корпоративном сегменте по-прежнему популярны тренинги по продажам. Существенный объем запросов (около 25%) клиентов связан с обучением сбытовых подразделений. Кроме того, увеличилась доля тренингов, направленных на развитие организационно-управленческих навыков.
Почти 70% оборотов в первом полугодии 2009 г. принесли бизнес школам частные клиенты, посещавшие краткосрочные программы и тренинги. Однако частный сегмент более чувствителен к цене, и компании вынуждены вводить для него скидки и рассрочки платежей.
По мнению Николая Димитриади, директора НОУ ДПО «Тренинг центр», емкость рынка тренинговых/консалтинговых услуг уменьшится еще на 15–20% до конца года. Отечественные компании будут продолжать использовать тренинги не по прямому назначению — преимущественно для повышения уровня мотивации сотрудников и развития их личности.