Благотворительный фонд В. Потанина составил ежегодный собственный комплексный рейтинг ведущих российских вузов по итогам Федеральной стипендиальной программы в 2008/09 учебном году. Его особенность состоит в том, что в качестве критериев оценки вузов берутся интеллектуальный и личностный потенциал студентов-отличников и профессиональный уровень лучших молодых преподавателей.
Высшие позиции рейтинга заняли:
Новосибирский государственный университет;
Воронежский государственный университет;
Московский государственный институт международных отношений МГИМО (Университет) МИД РФ;
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Московский физико-технический институт (государственный университет)
Самые высокие преподавательские баллы оказались у вузов:
Уральский государственный университет им. А.М.Горького (6,66);
Воронежский государственный университет (6,60);
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (6,54);
Московская сельскохозяйственная академия им. Тимирязева (6,47);
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (6,45).
Как правило, высокие места в рейтинге у тех вузов, где уделяется специальное внимание работе с преподавательскими кадрами: есть программы стимулирования молодых преподавателей, существуют внутривузовские конкурсы, активно работают Советы молодых ученых.
Самые высокие баллы по тестированию набрали студенты Государственного университета — Высшая школа экономики (6,31), Новосибирского государственного университета (6,25) и Московского физико-технического института (государственный университет) (6,17). В соответствии с рейтингом, самые активные отличники учатся в Казанском государственном техническом университете им. А.Н. Туполева (4,09), Курском государственном медицинском университете (3,97) и Воронежском государственном университете (3,95).
По результатам тестирования специалисты Фонда заключают: самые высокие совокупные баллы оказались у студентов лучших региональных вузов. Это говорит об их восприимчивости к новому, более активной жизненной позиции в сравнении со студентами столичных вузов, желанию развиваться самим и развивать мир вокруг себя. Таким образом, это свидетельствует об их высокой конкурентоспособности после окончания вуза.