Надежды российских бизнес-школ пока не оправдываются

  • Post category:Новости

Надежды владельцев российских бизнес-школ на то, что уволенные менеджеры побегут повышать свою квалификацию, как это происходит за границей, не оправдались. На Западе спрос на дипломы MBA вырос кое-где на треть, а в России сократился почти вполовину. А все потому, что красивые сертификаты у нас практически не помогают при трудоустройстве, пишет журнал «Деньги» («Коммерсантъ»), рассказывая в статье «MBA без преимуществ» об обратных процессах, происходящих в сфере бизнес-образования в период экономического кризиса.

«На Западе между рецессией и уровнем востребованности бизнес-образования существует обратная зависимость: в годы спада растет популярность бизнес-образования, и наоборот. Российские профессионалы пока ведут себя по-другому»,— размышляет Виктория Пралич (исполнительный директор компании MBA Consult, -ubo.ru). Нежелание наших уволенных менеджеров вкладывать отступные в повышение своей квалификации, как это делают их западные коллеги, имеет объяснение: в России в отличие от Запада работодатель не воспринимает сертификат MBA как главное преимущество соискателя.

Кстати, степень MBA — не только российская, но и зарубежная — не гарантировала, хорошего трудоустройства и раньше, замечает автор статьи, ссылаясь на опыт одного из обладателей «красивого сертификата» МВА, который после 14 месяцев обучения в Instituto de Empresa в Мадриде, лишь спустя 5 месяцев устроился на достойную работу в Москве.

Ведущий аналитик исследовательского центра портала SuperJob.ru Валерия Чернецова относится к MBA скептически: «На мой взгляд, в России степень MBA не дает никаких ощутимых преимуществ при трудоустройстве. Дело не в качестве образования, а в том, что на Западе МВА — это закономерная ступень развития карьеры, к которой люди приходят, уже получив нужный опыт и отработав на нижних позициях, а в России это только признак того, что у человека есть деньги (чаще всего заработанные мамой и папой), чтобы оплатить это образование».

Если талантливый управленец в России получает достаточный опыт и возможность себя реализовать, то у него, считает эксперт, редко возникает желание получить еще одно доказательство своей успешности — диплом МВА: за спиной уже удачные проекты, доказывать никому ничего не надо. «Если вчерашний студент, который не смог после окончания вуза устроиться хоть каким-нибудь директором и не захотел начать свою карьеру, например, с должности менеджера по работе с клиентами, получает степень МВА, вряд ли она ему поможет занять высокий пост»,— убеждена Чернецова.

Далее «Деньги» указывают на ряд различий в самом отношении к бизнес-образованию со стороны зарубежных и российских компаний.

Некоторые западные компании, например McKinsey, Johnson & Johnson, Motorola, оплачивают обучение своих сотрудников по программе MBA. На сайтах многих западных бизнес-школ есть специальные разделы Company Sponsorships (например, на сайте пенсильванской бизнес-школы Wharton). В российских корпорациях традиции дорогостоящего обучения персонала только-только появились и оказались очень хрупкими перед лицом кризиса. «В нашей компании приветствуется получение MBA менеджерами верхнего звена в тех случаях, когда программа нужна для следующего качественного шага в карьере и если у менеджера есть готовность инвестировать в обучение собственное время и деньги, продолжая выполнять свои функции,— рассказывает директор по персоналу Альфа-банка Андрей Шибанов.— То есть возможны лишь модульные компактные программы с минимальным отрывом от работы». Должностей, на которых обязательно нужно иметь степень MBA, в Альфа-банке, как и в большинстве российских компаний, нет. При приеме на работу наличие MBA лишь приветствуется для некоторых менеджерских должностей.

По мнению Наталии Долженковой, коммерческого директора кадрового агентства Kelly Services, сейчас у отечественных бизнес-школ два сценария: либо уход с рынка, либо сильное уменьшение бизнеса. При этом сильные игроки, возможно, будут покупать слабых. С другой стороны, по данным Долженковой, несколько известных западных школ рассматривают возможность открытия филиалов в России в течение ближайшего года. «Сейчас порог входа на рынок бизнес-образования низок,— отмечает Наталия Долженкова.— Кроме того, многие уезжают на год или на полгода учиться за рубеж. Мы не наблюдаем значительного сокращения спроса на бизнес-обучение за рубежом».

В России в противоположность США особенно пострадали как раз долгосрочные программы. «На них у людей не хватает средств,— считает Долженкова.— На два года никто не инвестирует. Упал спрос и на дорогие тренинги — впрочем, как и на любые дорогие продукты».

Если разделить объем рынка бизнес-образования на численность населения, пишет издание со ссылкой на данные «РБК. Обзор рынков», то в США на человека приходится $230 в год, в Германии — $200. В России этот показатель чуть больше $1,5 в год. Аналитики РБК полагают, что серьезный рост рынка возможен только при развитии системы кредитования долгосрочного бизнес-образования.

Игроки рынка не отрицают того, что многие компании отказываются от корпоративного обучения. В этих условиях приходится адаптировать программы к новым запросам рынка.

«Сейчас люди по-другому настроены,— размышляет Петр Калошин (ректор Классической бизнес-школы, — ubo.ru). — У них более конкретные запросы: за разумные деньги получить то, что необходимо именно сейчас. И нам нужно по-другому работать с людьми. Уже недостаточно сказать, что у нас хорошие программы и мы работаем 20 лет. Нужно обсуждать с людьми, что конкретно им нужно, кем они хотели бы быть через два года».

UBO.RU уже писал о тревожных предостережениях специалистов по поводу качества бизнес-образования в России. «Мы ожидаем в ближайшее время прихода ведущих бизнес-школ мира. И если мы хотим сохранить национальную самобытность, хотим чтобы наша национальная и региональная специфика учитывалась, мы должны очень серьезно сейчас думать о проблемах качества и очень серьезно работать с нашим основным заказчиком — российским деловым сообществом», — говорил вице-президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) Сергей Мясоедов, выступая 29 мая на пресс-конференции в Екатеринбурге.

Более жесткую оценку деловому образованию в России дал глава группы компаний «Тройка Диалог» Рубен Варданян. На заседании круглого стола «Обучение мировых лидеров будущего», в рамках Петербургского экономического форума, он заявил: «Бизнес-образование у нас ужасное». По словам Варданяна, в России это образование отсутствует как таковое.

Однако…
Даже несмотря на снижение спроса, цены в российских бизнес-школах по-прежнему остаются довольно высокими и сопоставимы с мировыми, фиксирует журнал «Деньги»:

… стоимость обучения по программе MBA в Классической бизнес-школе чуть ниже среднерыночной — 270 тыс. руб. за два года. В Высшей школе менеджмента ГУ-ВШЭ за обучение возьмут примерно 800 тыс. руб., во Всероссийской академии внешней торговли — от 370 тыс. руб., а в московской школе управления «Сколково» — ?50 тыс. Всего в России, по данным Российской ассоциации бизнес-образования, выпускниками MBA ежегодно становятся 6-7 тыс. человек.

… MBA в школе Wharton Пенсильванского университета (США), занимающей первое место в мировом рейтинге бизнес-школ от Financial Times, стоит $80 тыс. (более 2,5 млн руб.), в Лондонской школе бизнеса (второе место в рейтинге) — £45,5 тыс. (более 2,2 млн руб.), в бизнес-школе Гарвардского университета (третье место) — $41,9 тыс. в год, в бизнес-школе колумбийского университета (США, четвертое место) — около $75 тыс. в год, в INSEAD (Франция, пятое место в рейтинге) — ?51 тыс.

Фото с irkutsk.rfn.ru