Россияне считают, что работодатель должен платить за их обучение

  • Post category:Новости

Почти все российские работники (95%) уверены, что через пять лет их навыки, необходимые в работе, устареют. Они говорят, что необходимо повышать квалификацию. Но платить за свое образование готовы только 8% работающих, остальные согласны учиться, только если заплатит компания. Таковы неожиданные результаты международного исследования, проведенного компанией Kelly Services в странах ЕС и России.

Кризис создал большую конкуренцию во всех сферах, но не подвиг наших людей вкладываться в собственные знания. У 4600 российских работников спросили: «Считаете ли вы, что в ближайшие пять лет вам нужно будет повышать квалификацию, чтобы идти в ногу с изменениями в своей профессиональной сфере?» «Да!» — ответили 95% респондентов. «Как вам кажется, кто ответственен за повышение навыков сотрудников?» — был задан следующий вопрос. Только 8% ответили, что за свое образование каждый отвечает сам. 85% сообщили, что повышение квалификации — совместная обязанность сотрудника и работодателя, еще 7% уверены, что за совершенствование навыков сотрудников в ответе исключительно компания.

95% желающих учиться за счет компании против 8% готовых инвестировать в обучение собственные средства. Такими цифрами может «похвастать» только Россия. В Бельгии готовы сами отвечать за повышение квалификации 17% респондентов, в Норвегии — 18%, в Италии — 22%! Опрошенные «Трудом» специалисты в области управления персоналом считают, что такая ситуация обусловлена целым комплексом причин. Это и советское воспитание, и система образования, и элементарное отсутствие средств.

«Это особенность российского менталитета: развиваться хочется, но лучше, если это образование принесут на блюдечке с голубой каемочкой», — комментирует результаты исследования менеджер по обучению компании Kelly Services Станислав Толстой. По его мнению, причина в том, что все те, кто работает сегодня, — родом из Советского Союза. «Все мы от Владивостока до Калининграда учились по одинаковым школьным программам, — говорит специалист. — Мы не привыкли, подобно американским и европейским школьникам, выбирать курсы, факультативы, которые будем посещать. Инициативность в школе не вырабатывалась. У нас привыкли, что образование спускают сверху, и ждут того же самого от работодателя».

Еще одна причина, по которой люди не готовы учиться за свой счет, — кризис. У большинства работников сейчас нет свободных денег, чтобы инвестировать их в образование. У компаний таких денег нет тем более.

Из исследования также становится ясно, что на Западе гораздо выше процент людей, довольных уровнем обучения, ведущегося в компании, и не опасающихся за актуальность своих знаний на ближайшие 5-10 лет. В большинстве стран более 40% работников удовлетворены тем, как проходит обучение внутри компании (у нас — только 25%), а повышение квалификации в течение ближайших пяти лет волнует 70-75% населения.

Сытые 2000-е приучили полагаться на добрую волю работодателя, а кризис не оставил средств для оплаты курсов. «Я думаю, что дети нынешних 20-летних уже будут рассчитывать только на себя», — с оптимизмом прогнозирует Эльмира Давыдова. Осталось подождать каких-то лет 20.


      Результаты исследования:

  • Какое обучение вы хотели бы пройти?
    10% — высшее образование согласно квалификации
    49% — профессиональные курсы по повышению квалификации
    31% — тренинги на рабочем месте
    10% — самостоятельное обучение
  • Довольны ли вы обучением, которое предоставляется вам на работе?
    «Поколение Y» (до 29 лет):
    Да — 24%
    Нет — 69%
    «Поколение Х» (30-47 лет):
    Да — 26%
    Нет — 70%
    Поколение «бэби-бумеров» (48-65 лет):
    Да — 22%
    Нет — 70%
    «Безмолвное поколение» (старше 65 лет):
    Да — 0%
    Нет — 100%

    Источник: Kelly Services