Бизнес-школы адаптируются к новым условиям рынка бизнес-обучения

  • Post category:Новости

На Западе в период снижения темпов экономического роста спрос на длительные программы МВА растет. В нестабильные для экономики времена в большинстве бизнес-школ, как правило, уменьшается поток слушателей на программы full-time и одновременно наблюдается значительный рост слушателей на программах part-time. Но в этом году прежде имевшее место снижение оказалось незначительным, спрос восстановился и даже превысил показатели прошлого года.

Российская система бизнес-образования до последнего времени не ощущала кризисных явлений. С приближением весны ситуация изменилась: руководители ведущих бизнес-школ констатируют заметное снижение числа подаваемых заявок и, вероятно, некоторым школам придется даже отказаться от весеннего набора. Снижение числа заказов на обучение со стороны корпоративных клиентов — первое, что отмечают представители российских бизнес-школ. Впрочем, доля корпоративных клиентов в российских бизнес-школах не велика и, по некоторым оценкам, не превышает 20-25% всех слушателей. Вместе с тем школы отмечают небольшой рост количества договоров на обучение от физических лиц, но рост этот, к сожалению, не столь велик, как хотелось бы.

Андрей Волков, ректор московской школы управления «Сколково», полагает, что количество заявок на качественные программы МВА вырастет, поскольку у людей появляется больше возможностей в силу снижения нагрузки (сейчас меньше количество проектов, меньше инвестиционной активности на рынке). Кроме того, в борьбе за качество бизнес-школы будут пересматривать и обновлять существующие программы, а также переориентироваться на более короткие программы профессиональной переподготовки, если потребность в МВА упадет.

А вот крупнейшие бизнес-школы Украины решили отказаться от доллара и евро. Сейчас их цены зафиксированы в гривнах. Следующий шаг — снижение цен.

До начала кризиса спрос на услуги в сфере бизнес-образования значительно превышал предложение. Получение степени MBA начинало приобретать статус необходимого условия для успешного продвижения по карьерной лестнице. Как результат стоимость образования ежегодно росла как минимум на 20-30%. Например, «МИМ-Киев» в середине прошлого года поднял цены на обучение в полтора раза. Получить степень MBA в этой школе стоит 120 тысяч гривен. Так же поступали и другие крупные образовательные учреждения.

Опрошенные представители сферы бизнес-образования отмечают, что из-за кризиса цены не пересматривали. «Мы не стали повышать или понижать стоимость наших программ. Цены у нас закреплены в гривне», — констатирует руководитель Академии бизнеса «Эрнст энд Янг» Наталья Копылова.